Как стать автором
Обновить

Переход на Linux и сравнение Archlinux vs Ubuntu

Чулан
Являясь опытным пользователем Windows задумался о переходе на Linux т.к. частенько натыкался на хвалебные статьи и заметки блоггеров. Вот и решил по экспериментировать и описать свой небольшой опыт.

Windows vs Linux

Плюсы и минусы Linux и Windows думаю описывать нет смысла, это уже обсуждалось миллионы раз, я скажу только за себя, мне в Windows надоели залеты с вирусами! Тяжёлые антивирусы раздражают своей не поворотливостью, а от легких толку немного. Да и времена простых вирусов прошли, когда 1 экзэшник убил и живешь дальше не напрягаясь, сейчас и реестр убьют, и раскопируются в сотню разнообразных мест и чаще помогает только ручное удаление всей этой нечестии, т.к. антивирусы либо вообще не удаляют, либо удаляют не до конца, что собственно, почти, одно и тоже.

Позиционирование платформ

Для начала надо понять, что Linux это не бесплатный Windows и если вам нравится играть в 3D игрушки, ваять в Potoshop'e и заниматься прочими узкоспециализированными задачами, то думаю смысла с этими заморочками и переходами на Linux нет никакого, только время потеряете, проще поставить Seven/XP и радоваться жизни.
То есть каждый продукт хорошо справляется с одним набором функций и пасует в другом и это закон нашей жизни, нет, к сожалению, идеалов!

План завоевания


Для начала я думаю стоит погуглить и найти (или не найти и задуматься еще раз) все те приложения которыми вы пользуетесь в винде и без которых жизнь за компьютером будет в тягость.
Статей на эту тематику очень много так что проблем не должно быть. Вот например парочка (Коммуникационные программы, программы для Интернета).
После 2-х часовых поисков в инете я понял что в Linux'e есть вообще все что мне нужно, что не могло не радовать!
Далее стоит определится с дистрибутивом…
С одной стороны это самое простое, для большинства уже Ubuntu и Linux понятия неразделимые как Xerox и копировальный аппарат, но с другой не все так просто.

Менеджеры окон в Ubuntu


Я бы хотел отметить то что для меня оказалось новостью, оказывается, помимо Ubuntu существует еще и Kubuntu (вообще дистрибутивов на основе Убунты больше, более подробная информация) собственно это одно и тоже в плане структуры, архитектуры и т.д., а основное различие заключается в оконном менеджере, Ubuntu имеет на борту Gnome, а Kubuntu — KDE.
Ни кто не мешает прочитать статью, закачать и то и другое и сделать минут за 10 из Ubuntu Kubuntu но мне кажется это не лучший вариант.
Я в итоге решил остановится на КДЕ, но мне Gnome изначально показался более дружелюбным, в гноме мне толком под себя ни чего не хотелось перенастраивать все отличалось немного от винды, но удобно и к этому быстро привыкаешь. Очень нравилось что все приложения быстрого доступа и системный трей находился на одной панели (сверху) а отображение открытых окон на другой (снизу) — очень удобно имхо.
КДЕ мне пришлось настраивать… и настраивал я его как методом научного тыка так и с помощью гугла, т.к. кое какие моменты решительно раздражали, например изначально рабочий стол является каким то закрытым пространством для виджетов и перетащить туда свой документ нельзя или например нельзя перетащить ярлык приложения на панель задач. По умолчанию меню «Пуск», для новичка, вообще кошмар какой то… На первый взгляд красиво и удобно, но когда не знаешь в каком из пунктов какая программа поиски замедляются… Благо все это настраивается при наличии времени и желания.

OS K/Ubuntu


Ubuntu как мне показалась, намного проще в использовании и до настройке до своего идеала, чем Windows!
Все драйвера у меня встали автоматом.
Для того чтобы установить приложения/доп-ые драйвера, надо просто зайти в программу ввести название желаемого приложения и 80%-90% что оно будет найдено в репозитарии, после этого жмем установить и пользуемся… все! Ни надо искать инсталяторы с дебильных, в наше время, софтовых серверов на которых, чтобы скачать приложение надо пройти по 10 ссылкам просмотреть кучу рекламы и если сильно повезет нарваться на какой нить вирус… Не нужно хранить все нужные и ненужные дистрибутивы у себя локально, которые со временем устаревают так же не нужно искать кряки.
В общем и целом на установку и настройку убунты я потратил часа полтора — два, из них минут 20 только на настраивал Firefox со всеми нужными мне плагинами.
Ну и через 2 часика я понял что вроде все как есть — аська работает, flac играет, видео 1080p показывает без проблем ну и все доки с pdf'ами открывает. И самое главное, у меня 8Gb памяти, на 32 битной убунте их видно без всяких танцев с бубном. Что для десктопной Винды кстати вообще не реально.
В общем миссия complete!

Ложка дегтя в убунте

Все хорошо в убунте, все красиво и просто, но я хотел еще от Линукса получить каких то мозгодробящих ощущений, а тут чето… 10-ок щелчков мыши и все… не, так не интересно :)
И в Убунте еще мне не понравился один момент, там за меня все решили, все приложения уже установлены, куча всего грузится автоматом, такое же огромное и не понятное кол-во софта в «Пуске», спрашивается а зачем мне все это?? И не удивительно что Убунта, у меня с ATI'шными дровами сразу после загрузки сжирала 500-600Mb, а после посиделок в Фаерфоксе закладок 5-10 кол-во съеденной памяти увеличивалось до 1Gb… Оговорюсь сразу, что после отключения чего то не понятного и судя по всему мне не нужного из автозагрузки, памяти при загрузке стало сжираться 300-350 в среднем, что уже не так страшно (мой w2k3 жрет 300 при загрузке...) Мне собственно говоря не жалко памяти, но я любитель держать под контролем свою систему и понимать что для чего и зачем. По этому политика убунты меня немного не устроила.
Да и сразу стало понятно почему некоторые недовольны этой OC, типа она тормозит больше чем винда… Теперь я не удивлен, если бы у меня было на борту, например, 512mb -1Gb памяти, думаю, мне бы она решительно не понравилась своей скоростью!

Выбор мозго дробящего Linux дистрибутива!


Как я понял (это мое ИМХО и не более) дистрибутивы подразделяются на 2 основных направления: 1) Ориентированные на простого пользователя (которому совершенно не интересны тонкости работы ОС и компьютера в целом) – типа Ubuntu, RH, Suse и т.д. 2) Дистрибутивы ориентированные на опытных пользователей Linux, которые знают, что им надо от ОС и готовые тратить некоторое время на тонкую настройку и оптимизацию своей ОС, например, такие как ArchLinux, Debian, Slackware, Gentoo
Каждый дистрибутив имеет свою идеологию так вот после прочтения некоторых статей пришел к выводу что ArchLinux это что то среднее между Ubuntu (где все просто) и чем то вроде Slackware, Gentoo (где все сложно).

ArchLinux теория

Мне понравилось что этот дистрибутив заточен под одну архитектуру – x86, есть дистрибутив 64 битный, 32-х битный, а это значит что он уже изначально оптимизирован под стандартную PC платформу не имея ни чего лишнего. Так же по описаниям и как в итоге выяснилось на практике, ArchLinux не такой уж и страшный, все начинается с командной строки и редактора nano/vi, но все это быстро настраивается и дополняется всем чем душе угодно довольно таки легко и просто
В первый раз конечно не легко и не быстро, но гугл и отличные материалы на сайте Archlinux в базе Wiki Вам помогут.

ArchLinux практика

Кто бы что не говорил но ArchLinux реально не для новичков в том понимании в котором я это понимаю и главное не для ленивцев. Я с ним разбирался сначала на виртуальной машине, т.к. без инета это считаю вообще не реально. Документации много, она разжевана очень хорошо как на русском так и на английском так что остается только читать и настраивать. Грубо говоря, Ubuntu я победил за 2 часа как я писал выше… C Arch’ом все немного сложнее.
Но в итоге сидя на работе практикуясь на виртуалке, потом по быстрому по своим мануалам настраивая все на домашнем компе я дней за 5 почти все что хотел сделал. И ядро пересобрал чтобы у меня память вся видна была и KDE поставил по минимуму дополняя его только тем что мне нужно ну и все прочие приложения поставил.
Что мне понравилось, по сути на установку софта и его обновление тратишь времени по минимуму не больше чем в Убунту. После собственно ручной настройки знаешь досконально какой конфиг за что отвечает и куда копать если что то вдруг отвалится, да и просто есть представление о системе в целом. Скорость работы радует ни чего не тормозит памяти при первой загрузке сжирается около 250mb (кстати без родных дров ати и меньшем разрешении экрана система загружала 150-170mb)

Есть конечно и ложка дегтя

Временные затраты не считается минусом т.к. за что боролись на то и напоролись, но отметить все же это надо, времени на настройку придется потратить в разы больше.
Есть некоторые вещи которые работают не так как надо пока их не выпилишь и лобзиком не подправишь. Например у меня 2 сетевые карты на материнке… и после перезагрузки они могут меняться местами в системе, например в первый раз была eth0 одна, а после перезгрузки будет вторая, в итоге после гугла и прочтения нескольких решений раза с 3-го получилось все сделать по уму. Или по мануалам кодеки все настроил, но видео файлы пока не показывает, видать не до конца допилил что то где то!

Заключение


В общем и целом Linux мне стал нравится как ОС для конечного пользователя, он с каждым годом становится все более законченным продуктом и удобным в использовании. Просто у каждого дистрибутива свои фишки по оптимизации рабочего пространства к которым быстро привыкаешь со временм.
Это уже не тот линукс который был лет 5 назад когда надо было тратить минут по 40 чтобы скомпилить себе наипростейшую программу.
На данный момент, мной отмечены следующие плюсы и минусы.
Плюсы:
  • Удобная работа с приложениями, несколькими командами можно закачать и поставить почти любое приложение.
  • Визуально более красив и главное больше возможностей по тонкой настройке.
  • Красиво не значит тормознуто, все можно сделать, главное иметь желание. Будет работать как пустая XP а визуальна даст фору семерке.
  • Безопасность. Я даже не могу написать лучшая безопасность или улучшенная тут просто другой мир. Взломать линукс можно конечно, но это надо делать точечно, то есть на конкретный компьютер, а кому нужен простой пользователь?
  • Грамотная работа с памятью!!! За все время использования у меня своп файл не увеличился ни на Килобайт. По этому Фаерфокс с 10-20 окнами сворачивается / разворачивается в/из трея как пуля. Такого эффекта я на винде добивался с отключенным свопом и с переносом tmp файлов на RAM диск.

Минусы:
  • Жирный минус, что некоторые виндовые аналоги программ, облегчающие повседневную жизнь, например: RoboForm, Punto Switcher, муз плеер умеющий нормально открывать cue файлы – работают не так как надо и как хотелось бы, есть какие то глюки, баги и мелкие но досадные недоработки.

Больше я минусов я для себя выделить пока не смог.
Основная идея в том что прежде чем попытаться перейти с Windows на Linux и очень сильно не разочароваться и не пожалеть о затраченном времени, надо как можно больше собрать информации, о том что требуется от компьютера, какие приложения будут выполнятся, ну и самое главное определится с дистрибутивом, для начала дистрибутив аля Ubuntu будет наилучшим выбором ибо сразу все становится ясно, что такое линукс и с чем его едят, кому захочется более острых ощущений, то можно будет спокойно смотреть в сторону Debian, ArchLinux, Gentoo, Slackware и т.д.
Всем спасибо за внимание.
Теги:archlinuxlinux для всехubuntuпереход с windows на linux
Хабы: Чулан
Всего голосов 62: ↑36 и ↓26 +10
Просмотры9.2K

Похожие публикации

Лучшие публикации за сутки