Как стать автором
Обновить

Топ-10 экспонатов «Музея советских калькуляторов». Вольный рассказ по случаю переезда в музей Яндекса

Время на прочтение8 мин
Количество просмотров13K
Всего голосов 62: ↑62 и ↓0+62
Комментарии113

Комментарии 113

Расскажите, пожалуйста, как выполнялись операции деления, вычисление корней, логарифмов, тригонометрические и другие сложные операции на чипах подобных калькуляторов. Спасибо.
Спасибо за вопрос) Это интересная тема для отдельной статьи, обязательно напишу в ближайшее время…
Да, там куча алгоритмов, есть прикольные вроде корней.

Есть поистине огромная куча алгоритмов приблизительных вычислений, которые позволяют свести нужные сложные операции к определённой цепочке базовых операций. У меня в детстве (12+) настольной книгой был подобный советский сборник алгоритмов для калькуляторов. Оттуда я вытащил и адаптировал к своей "Электронике МК 35" самый полезный алгоритм — генератор псевдослучайной последовательности. Он, на самом деле, был туп, прост и предсказуем как чугуниевая гиря:


n1 = дробное(n * 11 + pi)

Но с ним я успешно погряз на несколько лет (пока не обзавёлся полноценным железным другом) в целом ворохе псевдокомпьютерных игрищ в тетрадках. Даже Master of Orion 2 удалось вполне успешно адаптировать. Но это отдельная большая история, конечно.

Я генерировал псевдослучайные числа на МК-52 с помощью формулы

n1 = дробное (arctg (n) )

n изначально должно было быть в промежутке от 0 до 1. Вместо арктангенса можно было брать любую арк-функцию или даже экспоненту. Дешево и сердито. Всего четыре шага в программе: извлечь число, арктангенс, дробная часть, сохранить число.

До сих пор помню 16-ричные коды команд и не могу считать на современных калькуляторах, все время съезжаю на обратную систему записи, столько лет прошло.
Дешево и сердито. Всего четыре шага в программе

Хм. А зачем, если не секрет? На МК-52 же и так есть собственный генератор псевдослучайных чисел. Не особо хороший, но для повседневных, особенно игровых, задач вполне достаточный. И это один шаг программы, а не четыре.
Потому что он всегда выдавал одну и ту же последовательность. После включения первым всегда было число 0,4047…
Все генераторы выдают одну и ту же последовательность, их же надо инициализировать, вашему же тоже надо начальное N задать.
Совершенно верно. Но вручную можно задавать разные начальные, обычно писали ноль — запятая — время с точностью до секунд. А встроенный генератор псевдослучайных чисел выдавал одно и то же. Кроме того, на МК-52 он имел неприятную особенность — в режиме программы он спустя несколько итераций зацикливался, выдавал одну и ту же последовательность из 5-6 чисел.
Так и для встроенного можно вручную задавать разные начальные, в регистр У. Если там ноль, то естественно, и последовательность будет одинаковая
Так он все равно зацикливался, говорю же :)
А он не просто зацикливался, он зацикливался, если в программе «синие» команды вызывать без изменения регистра Y :)
Может быть. Таких тонкостей я уже не помню. Но, по-моему, все-таки было не так. Я помню, что команда КСЧ отрабатывала по-разному в автоматическом режиме (если запустить программу по С/П) и при пошаговом проходе (по ПП) на одной и той же программе — даже с одними и теми же значениями во всех регистрах.

Теоретически я могу все это проверить, у меня есть работающий МК-52. Попробую на досуге.

Арифметика BCD, двоично-десятичная система счисления. Почти не требует ресурсов на вывод цифр на экран, но при вычислении требует дополнительные операции типа daa и das. В прочим, если у вас старый процессор то время вычисления по сравнению с чисто двоичной системы не намного больше. А в современных процессорах от этой системы отказались.
Скажите, а почему у «Быстрицы» вместо плюса (верхняя черная клавиша) какая-то буква «Г»?
Это клавиша гашения) Вероятно, известна вам как клавиша сброса с символом С. Гасит показания индикатора и счётчика оборотов. А плюс — это гигантская клавиша внизу справа.
> Самый крупный по размерам экспонат в коллекции

То есть демонстрационных настенных калькуляторов у вас нет? Жаль, жаль.
Согласен, очень хотелось бы добавить к коллекции. Если не ошибаюсь, их известно всего модели три, одна из которых была выпущена достаточно ограниченной партией…
Было бы неплохо и цены указать. Особенно на МК-85 и МК-90
А то у читателя может создаться впечатление, что советский инженер мог купить такие микрокомпьютеры
Согласен, с доступностью было не очень. Собственно, в тексте и указано, что МК-90 стоил как «Запорожец», и это не гипербола:)
У меня были разные калькуляторы. Примерно в 1988 году мне папа купил МК-85. Работает до сих пор, даже от батареек, хотя экран тусклый.
Мой экземпляр
image

Схема, если кому интересно.
image
МК-90 скорее ориентирован на предприятия. А МК-85 был у многих, кто хотел. По количеству зарплат можно примерно сравнить со стоимостью последних айфонов, уровень крутизны в те времена был примерно сопоставим.
145 рублей — месячная зп инженера.
Я уж не говорю про то, что айфон в любом ларьке можно купить, а мк-85 еще поискать надо было
Кто же их в таких количествах покупал, если их «поискать надо было»?
1. Малый тираж выпуска
2. В розницу мало поступало
3. В совке кроме Москвы были и другие города. Там не то что МК-85, МК-61 трудно было купить
Есть простой способ определить тираж выпуска той или иной вещицы по их продажам. Называется «метод Авито». Вбиваете в поиск «МК-61» и смотрите, сколько предложений. И делаете выводы, правду говорит человек или нет.
Зачем мне авито, я в то время жил. МК-61 купили в 1990-м по знакомству
Ну МK-52 не так и сложно было купить. Поэтому он у меня и был. И писал на нем первые программы. А вот про более серьезную технику только в журналах читал, так что моя следующая железка это спектрум.
Вполне достойный метод.
МК-85 видел в продаже в якутском райцентре Покровск. МК-90 несколько лет назад побывал в моих руках, потом махнулся с Музеем Индустриальной культуры на XT.
В каком году?

Начало 90х, местный универмаг.

МК-61 (очень популярный программируемый типа МК-52, но без блоков расширения и без энергонезависимой памяти) стоил 84 рубля, МК-52 собссно стоил 115, МК-85 что-то около 180 рублей, но был дефицитом. Т.е. вполне подъемные деньги.
МК-90 стоил в СССР, если память не изменяет, порядка 1500 рублей, но его и купить даже при желании нереально было. Да и не калькулятор это на самом деле, он размером с небольшой домашний компьютер, в карман не положишь.
Повторю — совок был большой страной. Там, кроме Москвы и Ленинграда, были и другие города, в которых в свободной продаже эти калькуляторы редко бывали.
Я как раз про «другие города». МК-52 и 61 были, в принципе, у каждого желающего, по крайней мере, в областных центрах, они более-менее свободно лежали на прилавках. МК-85 — редкость, а МК-90 я в магазине видел только один раз в жизни.
Я в магазине даже МК-52 не видел.
У отца в проектном отделе на 100 человек было 2 калькулятора Б3-34. Потом, уже в году 91-м принесли 2 МК-52 и блок программ.
У нас (Донецк) их было много. Мне, например, МК-61 просто на день рождения подарили, и банально у друзей несколько МК-61 и МК-52 было, мы играми обменивались :) Но насколько я знаю, их в Киеве делали, может, банально сказывается близость к предприятию-производителю.
В каком году, земляк? Помню, раза два их завезли «Детский мир», так размели за вечер
В 1990-м, покупали в Юном Технике на Ильича. И в наших краях на Рутченково в универмаге нередко бывали.
И Б3-34 также продавались по всему СССР (поначалу с 1980г. — по 120р., но потом цена снизилась до 85р. и даже ниже), и также были у всех желающих.
Долгое время (родители с работы принесли) пользовался Б3-21 (предшественник 34-й). Даже курсовой на нем считал в институте.

А позже, уже на работе, столкнулся с какой-то моделью Casio, у которой была возможность записывать и считывать программы с магнитной карты. Карточка по типу банковской с магнитной полосой и сверху была щель как у терминалов для банковских карт (когда они еще контактные были). Поставил переключатель на «запись», чиркнул картой, потом «контроль» и еще раз. Когда надо «чтение» и опять картой чирк — программа в памяти.

По-моему, это был Casio Pro FX-1… temofeev.ru/info/articles/samodelnye-magnitnye-karty-dlya-kalkulyatora-casio-pro-fx-1
МК-61 был везде в Вологодской области вполне свободно.
Да здравствует МК-61 полеты на Луну.

В 90-x годах я принимал участие в олимпиаде по теормеханике между техникумами.
И даже не в областном центре, а в городе Сокол был класс калькуляторный с МК-61.
Мы там олимпиадные задачки решали =)
Вот калькуляторный класс был и у нас. В 90-м году. Поэтому в рознице такие калькуляторы редко свободно лежали — их распределяли по школам и предприятиям
До этого я уже во всю программил на мк61, он свобдно лежал в магазинах.
Я правильно понял? В отделе инженеров на 100 человек было 2шт, а в каждой школе 30шт? Почему не 15 там и 15 там?
В отделе инженеров на 100 человек было 2шт,

А что это за отдел инженеров такой несчастный? Я ещё помню достаточно захолустный проектный институт, в котором моя тётка работала, в середине 1980-х у них там у каждого инженера на столе стоял свой МК-56. По-моему, это не было дефицитом для НИИ, их снабжали в том объеме, в котором они просили. О чём косвенно могут служить интернет-барахолки техники, где до сих пор этих калькуляторов навалом.
Где я писал про каждую школу?
Это вопрос дебильной совковой системы снабжения и распределения.
МК-85 что-то около 180 рублей


На моём (1989) ценник 145 р.
Я могу за давностью лет запамятовать. А может, то я его просто в комиссионке видел, там цены были, кхм, «рыночные».
я купил mk-85 где-то уже в 90 х когда цены начали скакать за 700р.
мне кажется что цена была рублей 90 до начала конца.
да только скажем честно, для простого человека он не нужен. чтобы хотябы что-то на нем сделать нужно обладать навыками программирования, чего в то время почти не было ни у кого. использовать его для дела почти 0 шансов.
можно игры писать, что я делал, наверное можно научные вычисления делать, но устанешь прогу вводить каждый раз.
короче игрушка для энтузиастов.
других разумных применений не найдешь. даже, например, написать программу-- записную книжку — толку — 0. очень неудобно.
штука интересная только тем, что в то время вообще техника была слабо развита, а в школе учили бейсик.
какие нежные не были воспоминания о мк 85 у меня, но скажем честно, если бы мне в то время было 40 как сейчас врядли я бы заинтересовался.
Б3-34 85 р.
МК-54 65 р.
МК-61 85 р.
МК-52 115 р.
МК-85 145 р.
Цены середина и конец 80-х.
Дороговато, но это 80-е, тогда электроника сама по себе стоила дорого. Вспомним цены на компьютеры в те времена. Это сейчас, всё относительно дёшево и доступно. А тогда всё это не дёшево стоило. Да и на самом деле денег у людей было достаточно(маленькие зарплаты?, оптимизируем доходы и траты), но товара было немного.
Например, у нас МК-61 продавался как минимум в Брянске, а в моём пгт его никогда не было, мне купили только убогий МК-33. Потом я пользовался чужим МК-61 некоторое время.
Commodore-64 стоил 500 баксов
Получилось, что примерно за 16 мин и затратит на это около 8 Вт энергии.
В Ваттах измеряется мощность, а не энергия.
Простите, у меня ушло какое-то количество периодов излучения, соответствующих переходу между двумя сверхтонкими уровнями основного состояния атома цезия-133… Я правильно понимаю, что если за 16 мин тратится 8 Вт, что это соответствует примерно 2 ватт-часам? Постойте-ка, я возьму калькулятор и пересчитаю. Ой, какой же калькулятор выбрать… :)
Я правильно понимаю, что если за 16 мин тратится 8 Вт, что это соответствует примерно 2 ватт-часам?
Уже чуть ближе, но правильней будет: если в течении 16 мин тратится 8 Вт, то это соответствует примерно 2 Вт*час.
Постойте-ка, я возьму калькулятор и пересчитаю. Ой, какой же калькулятор выбрать… :)
Я выбрал SpeedCrunch и получил 2,13333333333333333333 :)
Мощность (Вт) не тратится, тратится энергия (Вт⋅ч или Дж). Мощность — это «скорость» расхода/выработки энергии. Искра-122 потребляет 30 Вт и расходует ровно 8 Вт⋅ч за 16 минут.
«Электроника МК-85» — первый в мире 16-разрядный карманный персональный компьютер (КПК) с микропрограммной реализацией языка программирования «Бейсик»
Хм
image
А кто спорит, что это клон?) Очень многие калькуляторы клонированы, да. Но вы уверены, что «Касио» 16-битный?
У Casio — 4-х битный
А Casio FX-850P был 8- или 16-битный? Не могу найти точной информации.
Пишут, что серия процессоров HD62xxx — 8-битная
Ага, похоже на то — память калькулятора расширяется до 64Кб.
16-разрядный, в отличие от касио…

FX-700P был выполен на основе четырехразрядного микроконтроллера HD61913A01 со встроенными контроллерами ЖКД и клавиатуры, а также двух БИС ОЗУ типа HD61914 общей емкостью 2 Кбайт, связанных с процессором четырехразрядной шиной. Таких микросхем в стране не было.
Специалисты НИИТТ (главный конструктор – Л.Минкин, заместитель ГК – Ю.Отрохов, разработчики – С.Ермаков, О.Семичастнов, Б.Кротков, А.Подоров, В.Гладков и др.) предложили выполнить компьютер, подобный FX-700P, на основе созданных на предприятии и хорошо отработанных БИС. Это 16-разрядный микропроцессор Н1806ВМ2 (его n-МОП вариант К1801ВМ2) применялся в персональных компьютерах ДВК-1,
ДВК-2, УК-НЦ и др.) и базовый матричный кристалл (БМК) Н1515ХМ1. Обе микросхемы были выполнены по одной КМОП технологии. А.И.Шокин согласился с этим предложением, но потребовал полного внешнего сходства с аналогом.


цитата от сюда
Это 16-разрядный микропроцессор Н1806ВМ2 (его n-МОП вариант К1801ВМ2
Тоже поди клон чего-то?
ну вот не поленюсь же и приведу и эту ссылку
Как уже намекнули в предыдущем комментарии, надо отделить мух от котлет реально советские устройства от цельнотянутых.
МК-85 это первый «компьютер» на котором я писал программу. Правда слово «писал» звучит громко, скорее переписывал из книжки с примерами которая была у него в комплекте. В комплекте еще был прозрачный трафарет на клавиатуру с русскими буквами. И книжки с примерами программ. Например игра «Больше-меньше». А разъём питания у него был по форме похож на miniUSB. Лежит где-то сейчас у родителей, не удивлюсь если еще работает.
В детстве превратил мамин МК-23А в секундомер. Генератор на 155ЛА3 10Hz, который "=" замыкал, достаточно было ввести .1+ и нажать тумблер включения «гены». Эх, знатных люлей тогда от отца получил. Вроде сея модель около 100 или 120р стоила, не 25. По крайней мере на начало выпуска…
Вы будете смеяться, но когда-то такая поделка демонстрировалась как «крутая разработка» на всесоюзной конференции — то ли «Техника и спорт», то ли «Электроника и спорт» (уже не помню — тематика их сильно пересекалась).
Вполне. Когда делал, мне лет 8 было, тоже в каком то журнале увидел, но там посложнее было, еще и таймер обратного отсчета можно было реализовать (типа для фотопечати, лампой управлять). Тумблер для переключения частоты 1 / 10 Hz и ввод типа 60 — 1, но там другой калькулятор использовался, с фиксированным "-" в старшем разряде, а у 23шки — отображение отрицательного числа «крутое» было, непосредственно перед старшим значащем знаком, простите за тавтологию. Так что схему пришлось упростить, оставил только секундомер. Из 4х И-НЕ задействовал только 3…
То, что действительно круто для 8 летнего пацана, смешно выглядит для толпы взрослых мужиков (в соавторах было записано половина КНГ одной из спортивных команд союзного уровня). Надо было видеть их искреннее недоумение на лицах, когда по итогам конференции они ограничились лишь только дипломом участника.
До сих пор храню МК-23 или МК-23А (с блоком питания и чехлом из кожзама). Заинтриговали процентами и квадратным корнем. Никогда не обращал внимания.
Еще бы рядом с модельками подписать с каких устройств это всё стянуто.
Есть чудесный подсайт, где выкладывают истории что откуда бралось в СССР
made-in-ussr.d3.ru
Конкретнее:
made-in-ussr.d3.ru/bolshe-znachit-luchshe-1587481/?sorting=rating
made-in-ussr.d3.ru/sovetskie-kalkuliatory-1597628/?sorting=rating
made-in-ussr.d3.ru/davaite-poschitaem-1579881/?sorting=rating
Справедливости ради, стянуто не всё. МК-52 и МК-90 иностранных аналогов не имеют, насколько я знаю. Причём у МК-52 даже элементная база не стянута, а оригинальная. А у МК-85 стянут только дизайн, внутри же эта машинка имеет архитектуру PDP-11.
Ну, если считать архитектуру PDP-11 чисто советской разработкой, то да, стянуто было «не всё».
Иронии не могу оценить, ибо отечественная элементная база, и отечественный же процессор, пусть и реализующий систему команд PDP-11, но не имеющий даже близких иностранных аналогов, за «стянуто» не катит. DEC калькуляторов не выпускала, поэтому у неё не было интегрированных процессоров со встроенным контроллером памяти, клавиатуры и интерфейсов.
У меня до сих пор сохранились калькуляторы МК-52 и МК-61, оба — рабочие в идеальном состоянии. Когда-то прошлом веке (нач.1990-х), когда учился в вузе, интенсивно его использовал, в т.ч. для обсчета курсовых, построения графиков функций и т.д. (быстро вбил программу, и вводишь последовательно входные значения, получая тут же результаты сложных вычислений по формулам); также использовал, конечно, и для игр, и пр. программ (как готовых — из журналов и книг, так и самописных). Программировал также и на МК-85 (был у соседа по этажу в студобщежитии; и я брал у него иногда, так сказать, в аренду; а соседу давал свой МК-52).
В школе в УПК ходил на программирование (учебный класс при ЦСУ СССР), где работали в т.ч. на калькуляторах МК-46 и Б3-34 (а также на микрокомпьютерах НЕВА-501 и Искра-555). Хорошие были времена!
А на бухгалтерских — ЯМБ изучали?
Именно так. Язык по возможностям похож на Бейсик, но выглядит, конечно, по-другому и с русскоязычными командами.
Есть еще у меня рабочие калькуляторы Б3-35 и МК-66. Оба — с логарифмическими и тригонометрическими функциями и переключателями Г-Р, скобками и т.д., с абсолютно одинаковым расположением кнопок, но только с разным дизайном корпусов. Есть еще 4 старых импортных маленьких микрокалькулятора (Casio и пр.), тоже рабочие.

У меня тоже жив МК-52, но всласть попользоваться не довелось — уже в 91-м, ещё до наступления потребности в сложных вычислениях, плотно подсел на программирование под Спектрум, а в 94-м получил квалификацию "Оператор-программист ЭВМ (не помню какого разряда)" — к тому моменту уже уверенно писал на нескольких диалектах Бэйсика, Си, Паскаля, ассемблера под Z80 и x86 real mode, начал осваивать asm защищённого режима… а потом пришла эпоха Windows, а я не смог перестроиться с линейных на событийные алгоритмы работы программ. Но это уже совсем не про калькуляторы.

с разрешением 80x20 символов (так и написано!)

Там написано 8×20.
и затратит на это около 8 Вт энергии.


Советские калькуляторы даже в этом были первые! :)
Интересно было «дать посчитать» калькулятор с обратной польской записью человеку который не в теме. И посмотреть на выражение лица.
Б3-19М — красавец. Как по мне — один из самых элегантных калькуляторов. Шел в наборе. В большой пластмассовой коробке (тоже красивой) был калькулятор, блок питания (зарядное устройство), чехол из кожзаменителя (на молнии) и инструкция. Всё лежало в поролоновых гнёздах.
При расчётах корней и тригонометрии задумывался на секунду-другую.
Спасибо! Так мечтал обзавестись МК-85 — вспомнил с ностальгией)
Вспомнил как у нас в школе висел огромный советский калькулятор-стенд, причем работающий, хотя была уже середина нулевых. Сейчас даже нагуглить не получается что это было.
Помню там управление было кажется какой-то штукой типа указки с магнитом (но это смутно). И точно не было кнопки равно, был вот этот описываемый в тексте польский способ.
Такой?

image
Вроде такого, но не он.
По крайней мере очень похож, такие же кнопки рисованные и дисплей такой же, и цвет. В моей памяти только он почему-то вертикальный, но возможно ложное воспоминание, потому что Б3-35Д посмотрел — это прямо совсем не тот, что висел в школе.
А нет, это не ложное воспоминание, реально такой вертикальный был. Вот прям кажется такой и висел в школе:
xlat.livejournal.com/682320.html
А 145 серия микросхем в калькуляторах откуда взялась? Сами рисовали?
Сами. Первые модели калькуляторов с микропроцессорным ядром на этой архитектуре появились в 1973-м году.
Да вроде своё. Но лучше 4004 скопировали, и на его основе сделали кулькуляторный процессор. К145ИК13 не отличается высоким быстродействием.
К145ИК13 — это не только процессор, но ещё и ПЗУ с микропрограммами на все калькуляторные случаи жизни.
В детстве был МК-71, который умел считать натуральные дроби, что в то время было диковинкой и неплохо помогало в школе.
О, я как-то писал «99 бутылок пива на стене» (упрощённый аналог, конечно) для калькулятора «Электроника МК-61».
мой сосед по парте Вадик, имевший МК-85, загонял туда шпоры и невозбранно ими пользовался прямо на экзаменах — «а что такое, Вадим Петрович, это просто калькулятор». Спалил его молодой асистент-аспирант, ездивший по обмену в ФРГ и видевший там электронные записные книжки. Ох и скандал был…
С МК-61 познакомился уже в самом начале 2000х, и, как ни странно, с одинаковым азартом играл то в первую Мафию на десктопе, то в «Посадку на луну» на МК-61.

tronix286
если считать архитектуру PDP-11 чисто советской разработкой, то да, стянуто было «не всё».

Давайте тогда считать любые IBM PC-совместимые цельнотянутыми.

МК23 до сих пор дома у родителей лежит и в отличном рабочем состоянии, разве что пластик пожелтел.

В начале 80-х познакомился с калькулятором Б3-18А, далее в институте (1984 год) Б3-21 и Б3-34 исследовал у друзей и использовал МК-51, в 1988 уже сам купил МК-52 и в 1991 в Зеленоград ездил за МК-85. МК-85 еще и сейчас живой…
Сильно с тех лет изменилась вычислительная техника…
БЗ-14 — мой первый калькулятор! Открывая статью загадывал — увижу-ли его в экспозиции. Сбылось! Спасибо!
Электроника, которую мы потеряли…
А есть ли у Вас вот такой экспонат: MK-161 2015 года выпуска?
Как говорится в некоторых перашках: «А как тебе такое диво?» :)
image
Это развитие МК-52… Или деградация… Литий-ионный аккумулятор. А кнопки сделаны внутри с помощью микропереключателей, таких как в мыши. :)
Это же никакое не развитие МК-52. Это сделанный на коленке эмулятор на современном копеечном микроконтроллере, из дешманских материалов, но зато по конской цене. Предлагается промышленным предприятиям, которым по непонятной прихоти хочется «классику» (вариант «надо обеспечить совместимость с существующими программными наработками» просьба не предлагать, ибо в случае МК-52 он отсутствует как класс), и при этом стоимость не играет роли.
image
МК-90 (ПК-100) выпускали в Минске в цехе 45 завода «Электроника» НПО «Интеграл». Я по распределению там работал с 88 по 93 год, рядом был цех по производству часов «Электроника». На то время в Советском Союзе это была действительно самая мощная микроЭВМ с многострочным дисплеем, в отличие от однострочного в МК-85. И делали всё сами. А микросхемы «Интеграла» поставлялись в то время даже в Сингапур для выпуска часов.
А по каким нормам делались микрухи ИНтеграла тогда?
Сейчас уже и не помню нормы того времени.
Зарегистрируйтесь на Хабре, чтобы оставить комментарий