Как стать автором
Обновить

Комментарии 173

Вообще-то программисты всегда писали программы для компьютеров — на всякий сучай программирую с 1971 года

Вообще-то программисты всегда писали программы для компьютеров


Вопрос без подколов: нужны ли были программисты для работы с дифференциальными анализаторами (я слабо разбираюсь в этой теме)

Не понял — причем тут дифференциальные анализаторы.
Мы работали на ЭВМ (электронно-вычислительных машинах).
Нас учили программировать в кодах, ассемблерах и языках программирования типа Алгол, Фортран, Кобол,…
Потом уже в ходе профессиональной работы осваивались другие языки — типа C, C++ и так далее (см. современные популярные языки программирования )

Не понял — причем тут дифференциальные анализаторы


Я ищу человека, знакомого с этой технологией.
Вы упомянули, что работаете с 1971 года, поэтому я вас и спросил. Сорри.

Я видел только на лабораторных у студентов математиков, которые на них решали дифференциальные уравнения.

у студентов математиков


Понятно, спасибо.
Нам, школьникам, уже заметно позже 1971 г. показывали учебный кинофильм по ВТ того периода (в нем еще не было ЕС ЭВМ).
В первой части этого фильма речь шла об аналоговых ВМ, частью которых являлись дифференциальные анализаторы (выполняли роль нынешнего процессора). В фильме они выглядели как простой ролик, катящийся по другому, со сложной (криволинейной) формой поверхности. Были в фильме и другие АВМ (еще без электроники), включая пневматические.

В ВУЗе мы еще застали АВМ, но это уже были электронные аналоговые компьютеры МН-7 и подобные им (на фоне основного нашего компа — ЕС 1060 )
Тема интересная, но малоизученная.

Да — более интересны не электромеханические АВМ, а пневматические, где носителем является сжатый воздух, проходящий через каналы различной формы в керамических платах. Достоинством явялется высокая прочность и надежность, включая радиационную.

пневматические


В 70х было много шуму про оптические компьютеры.
Примерно как сейчас про квантовые.

Говорили нам, студентам — что за ними будущее )
Да — более интересны не электромеханические АВМ, а пневматические,

Если не ошибаюсь, ещё в Фау-1 был пневматический вычислитель, так что идея давняя. Но сейчас, наверное, в большинстве случаев проще, дешевле и надёжнее поставить контроллер.

Но сейчас, наверное, в большинстве случаев проще, дешевле и надёжнее поставить контроллер


Электронный ручной тормоз — казалось, что может быть лучше )

«Механический ручник срабатывает вне зависимости от наличия электричества в бортовой сети. А вот отключить электронный стояночный тормоз, если в автомобиле разрядился аккумулятор, уже невозможно, и без тока ее уже не сдвинешь.
Еще одно преимущество обычного ручника, которое отсутствует у электронного, заключается в том, что с его помощью можно легко зафиксировать машину в нужном положении. Такая возможность окажет полезную услугу и обеспечит раскачку при выезде автомобиля, застрявшего в сугробе или мокром грунте. EPB не всегда способен заблокировать машину в текущем положении»

В общем — у аналоговых устройств есть множество преимуществ.

Даже механический «ручник» ближе к дискретному, просто не цифровому.
Французские инженеры с вами не согласятся. Имел дело с автомобилем Пежо 3008 с ЭРТ. На случай отсутствия питания в бортовой сети предусмотрен специальный алгоритм для снятия машины с ручника, в комплекте с авто в наборе инструментов для обслуживания идет специальный инструмент. Операция простая и довольно быстрая, но механический ручник конечно в этом плане удобней.

Электронный ручник дает ряд преимуществ: автоматическая активация при выключении зажигания (чтобы водитель не забыл), часто с этой функцией идет функция помощи при подъеме в гору (не дает машине скатываться назад). Недостаток вижу только один — невозможность использования для управляемого заноса (так называемого дрифта).

А почему с помощью электронного ручника нельзя заблокировать машину в нужном положении? Или это про управляемый занос?
Или это про управляемый занос?


И про него тоже. Кстати, его используют не только дрифтеры — были у меня случаи, особенно в первые годы после получения прав, когда он меня серьезно выручал — спасибо человеку (частный инструктор) который научил меня этому приему.

Плюс ручник какая-никакая, а все же тормозная система, что тоже может пригодится в некоторых особых случаях.

не дает машине скатываться назад


Давеча человек при въезде в паркинг тормознулся, чтобы вынуть пару сумок из багажника. Но не учел небольшого уклона — и кроссовер медленно покатился вперед.
Был бы у него ручник — достал бы до него и дернул рычаг за полсекунды.
Но там кнопка-клавиша. А до нее еще надо дотянуться…
В общем, было такое небольшое «шоу Бенни Хилла».
Обошлось, но могло и не обойтись.

Спасибо за ссылку.
Примерно такой же учебный фильм (но без ссылок на военное применение ) нам и показывали.
Официально C в появился в 1972. Как? Вы в 71 в Bell Labs работали?
1971 были другие языки.
Прочитал как:«программирую на сС с 71 года»
Я вас разочарую: к моменту появления C многим языкам программирования было уже больше 10 лет…
Почему наличие других языков программирования помимо С должно разочаровать?
А Фортран не хотите? с записью на машинное время за неделю до и лимитом времени на 1 час в ОС РВ. И, к слову, прошивка ПЗУ УФ HEX словами побайтно. Всего навсего 2 К слов
Не, не всегда. Насколько я помню, Ада Лавлайс первую программу написала в бумагу. Давно это было, могу ошибаться.
Я в школе как раз изучал в старших классах программирование на МК (ПК тогда у нас не было). Дома у нас был купленный мной в коммисионке МК-61 (либо 54, точнее не вспомню, они внешне похожи).
У меня старший брат учился в то время в авиационном ВУЗе, а я ему писал программы для расчетов по матстатистике для этого калькулятора, что сильно облегчало ему жизнь.
На ПМК я и сейчас, наверное, смогу что-нибудь написать, благо там ничего особо сложного.
А про «чудом сохранившийся у сотрудника номер журнала» и поиски по веб-архивам — даже смешно как-то читать. Журнал и сейчас жив, относительно здоров, а на его сайте можно купить диск с подшивкой номеров — с древних времен до относительно недавних дней.

ЗЫ: сорри, хотел отдельным комментарием написать, а получилось ответить в сюда.
Именно потому и кажется, что он исчез с концами: журналы, которые реально умерли — народ собирает, оцифровывает, выкладывает — и они как бы «есть в архивах».

А «Науку и Жизнь» так просто не найти: за тысячу рублей можно вполне официально купить архив за 30 лет — так какой смысл тратить время и силы на сканирование?

А если об этом не думать и попытаться найти строго и исключительно «халяву» — то складывается ощущение, что его и нету…
На торрентах есть. Там и НиЖ, и ТМ, и ЮТ, и даже «Крокодил» с «Мурзилкой».
Помню тыркался в такой (у меня в ССУЗе были) и делал программу для перевода комплексных чисел из алгебраической формы в показательную и обратно. Не все понимали, даже после объяснения, как даже считать на таком, с обратной польской нотацией ))
Вот интересно, при СССР были радиокружки, где были и занятия по программированию на всяких ЛК «Радио-86РК», «Специалист» (на последнем я сам застал), в школах был урок информатики. А сейчас требуют уже с первого класса уметь пользоваться ПК, а кто учить должен?
Сейчас (как, впрочем, и со времён Горбачёва) под «информатикой» более понимают «чтобы дети перестали бояться кнопок и научились выводить на принтер».

Изначально порочная практика с которой мы в меру сил пытались бороться с момента основания идиотского школьного предмета.

Увы, безуспешно.

Кто учителя? Опытные секретутки. Вершина профессионализма — знать характерные косяки при открытии документов MS Word в LibreOffice (и это ещё хорошие экземпляры).
ЕГЭ по информатике:
inf-ege.sdamgia.ru
Угу, горбачёвских времён дебилизм.

Не знаем что и зачем, оттого лихорадочно мечемся в методиках от «паяльника» до «секретутки».

В физматлицеях ни к селу ни к городу заставляют зубрить (именно зубрить!) таблицы состояний логических элементов (которые в препарированном виде всё равно ни на одной лабораторке не покажут);

гуманитошек натаскивают на косячные аналоги MS Office (при том, что секретутки один чёрт будут работать с MS).

В этом-то и проблема.
Вопросы ЕГЭ показывают, что в современной школьной программе информатика — это не «перестали бояться кнопок и научились выводить на принтер».
1. Это вопросы ЕГЭ, на которые должны отвечать бедные выпускники «лицеев технических направлений». Моя дочь, например, ЭТОТ квест не сдавала. Ей был предложен иной дурдом.

2. Как раз показывают. Страшно далеки эти вопросы (даже «технарям») от реальности.

Мир не крутится вокруг Ваших личных фантазий, он сильно шире.
А в чём по вашему «реальность» школьного предмета «Информатика»?
Её нет. Есть ирреальность «школьного предмета Информатика».

Желаете педагогической дискуссии? А что! Только за. Но… удобна ли эта площадка (особенно, в виде цепочки комментариев к авторской статье «совсем о другом»)?

А школьная информатика более ирреальна, чем школьная химия, биология, математика?


Я вижу вопрос не в педагогике, а в целесообразности изучения данного материала в школе — так ведь?

Какого материала?

Вполне предметная дискуссия. Но, боюсь, скорее в жанре ЖуЖи, чем Хабра.

Если что — добро пожаловать!
Желающим подискутировать предлагаю иную площадку.

Или написать здесь заметку по этой теме — которую мы обсудим со всех сторон.

Нагадить из-за угла может любое анонимное чудо в перьях, не имеющее смелости даже возразить вслух.
По количеству минусов конкретно на предельно корректное предложение «не ругаться здесь и сейчас» можно вполне составить мнение о ментальном уровне «Захабренных».

А вот теперь — минусуйте!

Хабр сам вырыл себе яму. Любой прыщавый ублюдок способен в три минуты слить сколь угодно аккуратную дискуссию, облив дерьмом («минусами») всех участников — и при этом оставшись в сторонке.

Хабр — яма под нужником. В силу своего устройства. Мне нравится, как хихикают затейники этой говнокучи, наблюдая жалкие попытки нормальных людей оставаться в рамках приличий — говном-то в итоге оказываются забрызганы все.

Великолепный проект!
Великолепный проект!

Критикуя — предлагай (советский лозунг).
Допустим, убрали карму, убрали возможность минусовать комментарии. Как вы предлагаете бороться с троллями, неадекватами, рьяными агитаторами за всяческое сектантство и лженауку? Штат модераторов набрать и содержать, чтобы следили за порядком? А если модераторы, почуяв власть, начинают самодурствовать — с этим как будем бороться?
Любой прыщавый ублюдок способен в три минуты слить сколь угодно аккуратную дискуссию, облив дерьмом («минусами») всех участников — и при этом оставшись в сторонке.

Не любой, а только полноправный пользователь. R&C не могут не то что карму менять, просто голосовать за пост им не доступно. А здесь большинство как раз R&C

Блин, я не сдам… Без интернена

Окончил школу во «времена Горбачёва» (конец 80х). В школе стояла «Электроника 60». Учили БАЙСИК, двоичный код и алгоритмы. Принтером пользоваться не научились — не было.
Да, принтеров не было.

В большинстве школ и «капутеров» не было. Но непонятные, и совершенно неприменимые в быту правила составления блок-схем вкупе с неким языческим языком (также не звучащем с телеэкранов и который не печатали в «Пионерской правде») пытались учить.

Учили преподаватели геометрии. Они могли бы — если бы знали чему. Но этого не знал даже Кормчий.

А меня в школе два года Pascal'ем мучили, что я сделал не так?

Вы всё «сделали так». Не так делали те, кто Вас мучал.

Впрочем — не исключаю, что Вам попался действительно хороший преподаватель и он школьников не «мучал паскалем», а действительно преподавал информатику. К сожалению, таких было исчезающе мало.
На «радиокружке», кстати, мы получали позывные любителей радиосвязи и делали многочисленные «полезняшки» для дома-для дачи.

«Кампутеры» появились сильно позднее (какой я всё-таки стар… да, я суперстар!) и «радиокружки» к тому времени уже посдавали свои флотские приёмники «Волна» и самодельные трансиверы на цветмет.
«Кампутеры» появились сильно позднее (какой я всё-таки стар… да, я суперстар!) и «радиокружки» к тому времени уже посдавали свои флотские приёмники «Волна» и самодельные трансиверы на цветмет.


Эволюция радиокружков — радиоприемники, трансиверы, УМЗЧ, клоны спектрума… потом все.
Отдельные энтузиасты пытаются подогревать интерес. Увы, якоря как-то расплылись. Под «робототехникой», например, давно понимают «собрать из Лего монстра с лазарём в лапе и шаговым движком в заднице».
собрать из Лего монстра с лазарём в лапе и шаговым движком в заднице».


Судя по ассортименту некоторых оффлайн магазинов — это направление пользуется усиленным спросом.
а кто учить должен?


Наша бывшая лаборантка сейчас преподает информатику в школе.
Говорят, неплохо.

Но вообще, есть такое впечатление, что дети учатся сами по себе.
Я долго не мог понять, почему поколение Z абсолютно не в курсе про существование клавиши Delete.
Потом дошло, что на смартфонах ее нет )
Не только. Ключевое слово: Apple.

Приглядитесь к «фирменной» клавиатуре.
Ага, «одна кнопка мыши» (которых, вообще-то, даже на яблоке давно как три) оттуда же.
Не только. Ключевое слово: Apple


Apple — это прошлое поколение.
Нынешнее молодое поколение (17...18 лет), по моим наблюдениям, юзает только айфоны и андроид смартфоны.
Планшета (любого) в их руках не видел очень давно, ноуты стали редки (и сплошь леново)
С МБ и МБП ходят те, кому от 30 и старше.
Конечно. Ведь планшеты — это устройство для дома и поездок.
Ведь планшеты — это устройство для дома и поездок.


Когда люди в течении дня регулярно (и ежедневно) перемещаются от одного пункта в городе до другого (третьего), на расстоянии примерно в 15-20 км в один конец, это ведь тоже поездки, не правда ли? )

Лет пять- семь назад довольно много народа совершало этот вояж с планшетами, до этого — с нетбуками и даже ноутами, сейчас — я остался единственным, кто все еще пользуется условным планшетом (Surface Pro).
Нет. Я не про поездки по городу. Я о командировках, отпусках и т.п. Вместо того что бы брать ноутбук, люди берут планшеты.
У меня практически нет знакомых, ни среди айтишников, ни среди не-айтишников, кто бы дома не пользовался планшетом. Это лучшее устройство для потребления контента.
Я о командировках, отпусках


Об отпусках — я живу в курортном городе )

У меня практически нет знакомых, ни среди айтишников, ни среди не-айтишников, кто бы дома не пользовался планшетом


Средний возраст ваших знакомых?

В моем случае — речь идет о студентах, у которых занятия проходят в разных учебных корпусах ВУЗа, в довольно большом городе )
Средний возраст ваших знакомых?

От 20 до 55 лет
От 20 до 55 лет


См. у меня выше: «Нынешнее молодое поколение (17...18 лет)»
у эпл для удаления используется одна кнопка (минимализм во всем). функция делейт — это фн+бс.
функция делейт — это фн+бс.


Поскольку fn — это левый нижний, а delete — это правый верхний углы клавиатуры, то нажать это сочетание одной рукой нельзя.
Так как одна рука обычно занята мышкой — это не самое удачная комбинация для backspace.

Вот с функцией Page Up/Dn это работает лучше.
Так что на мой взгляд — отдельная клавиша backspace никакому маку не помешала бы.
*Посмотрел на свою клавиатуру*
B backspace и delete находятся под правой рукой.
Мышка — тоже в ней (у меня по-крайней мере).
Так что всё-равно придётся переносить руку с мыши на клавиатуру.
B backspace и delete находятся под правой рукой.


Уточнение — с правой стороны.
Это никак не мешает нажимать на нее (backspace) пальцами левой руки, что я обычно и делаю.

Так что всё-равно придётся переносить руку с мыши на клавиатуру.


Нет.

В качестве основной клавиатуры уже больше 10 лет я использую Microsoft Natural Ergonomic Keyboard 4000.
Там под пробелом есть две доп. клавиши (по умолчанию — «вперед» и «назад»). Они у меня переназначены для «Ctrl+C» и «Ctrl+V».
Вроде бы мелочь, но этот функционал настолько удобен, что я ощущаю дискомфорт при работе с любой другой клавиатурой — и именно из-за отсутствия этих двух кнопок именно на этом месте.
Жаль, что кнопок там только две )
У знакомой дети уже с пяти лет в планшеты втыкают, и не просто во включенные игрушки, а могут сами запускать что им хочется. Другое поколение же.
Пользоваться планшетами и смартфонами они умеют, спору нет. В 5 лет они даже уже плеймаркетом умеют пользоваться. Но там то по сути и свободы нет. Есть сильно ограниченный набор действий. Как говорят про некоторые игры — коридорный шутер.

Я согласен, что развитие компьютеров принесло нам упрощение в виде GUI, который стал еще дружественнее, и это отлично. Но это так же понизило уровень вхождения для пользователей-новичков. И если ты пользуешься тем же телевизором, тебе совершенно не обязательно знать все принципы работы этого телевизора, его схему и методики ремонта. Поэтому в контексте моего вопроса это не совсем корректно. Попробую уточнить.

В указанных мной условиях учили именно программированию. И в то время пользование компьютером было синонимом программированию под него. С приходом большого количества готовых прикладных программ и интуитивно понятным GUI эти понятия окончательно разделились. Соответственно, вопросов должно быть два, по идее:
1. Кто должен учить пользоваться компьютером (базовая компьютерная грамота)?
2. Кто должен учить программировать на компьютере (расширенная компьютерная грамота)?
Естественно, подход ко второму вопросу должен быть совершен после обязательного первого.
И если ты пользуешься тем же телевизором, тебе совершенно не обязательно знать все принципы работы этого телевизора, его схему и методики ремонта.


В плане определенного занудства: после покупки тв-приемника Электроника Ц-432/Д, сразу же после окончания гарантии мне пришлось разбираться с его схемой и методикой его ремонта. При этом пришлось изучить принцип работы его импульсного блока питания (самое больное место этого изделия).
Причем на момент его покупки я был рядовым пользователем телевизора (после — уже нет )
Так что все зависит от конкретных условий.

1. Кто должен учить пользоваться компьютером (базовая компьютерная грамота)?
2. Кто должен учить программировать на компьютере (расширенная компьютерная грамота)?


Поскольку выбор ВУЗа происходит еще в старших классах — то учить, естественно, должна школа (больше некому).
Учить в таких объемах, что бы человек смог понять — что конкретно ему интересно в этой жизни.
(хотя базовые навыки по работе с компьютером можно получить и дома — сомнительно, что бы это были систематические знания, а не простое верхоглядство)
Программирование тоже нужно изучать еще в школе — иначе как узнать, твое это или нет. Учить, но не задалбывать )
В плане определенного занудства: после покупки тв-приемника Электроника Ц-432/Д, сразу же после окончания гарантии мне пришлось разбираться с его схемой и методикой его ремонта. При этом пришлось изучить принцип работы его импульсного блока питания (самое больное место этого изделия).
Причем на момент его покупки я был рядовым пользователем телевизора (после — уже нет )
Так что все зависит от конкретных условий.

Если отмотать время назад, в СССР, то ЕМНИП к 99% аппаратуры к РЭУ прилагался вкладыш со схемой. И ты мог выбирать: гарантийный ремонт в одном из пунктов рембыттехники (если талоны ещё есть) или самостоятельный/в мастерской за свои деньги. Более того, выходила периодика, в том числе и альманахи со схемами, описаниями и методиками ремонта разной аппаратуры (у моего бати были по телевизорам и по магнитолам и радио). Т.е., тогда предполагалось, что вероятность самостоятельного ремонта очень высока, потому, что образование было поставлено.

С момента перехода на рыночный режим всё это внезапно пропало. А аппаратура хорошо если дорабатывает гарантийный срок. Выкидываешь и покупаешь новый.
И ты мог выбирать: гарантийный ремонт в одном из пунктов рембыттехники (если талоны ещё есть) или самостоятельный/в мастерской за свои деньги


В смысле?
Если вещь была гарантийной — ее всегда несли в гарантийный ремонт.
Бо считалось, что в негарантийный ценную вещь нести опасно (и не в смысле «что-то свиснут», а в том, что запорят.
Один раз отдал вещь в ремонт — будешь ходить туда постоянно (слухи про проколотые ремонтниками иголками кондеры — как раз оттуда)
Поэтому кто мог — пытался ремонтировать сам, кто не мог — искал знакомых.
Кстати, подобный кустарный ремонт часто действительно оказывался качественнее.
А периодика (журнал «Радио») подстраивалась под желания своих подписчиков и шла им навстречу.

Пропало это все по другой причине: советский телевизор работал максимум пару лет, после чего нуждался в постоянной починке.

А в 90-х появилась импортная аппаратура, которая практически не ломалась.
(Sony KV-M2151KR работает с 1995 г., Panasonic GAOO 70 TC-2170R — с 2000)

А аппаратура хорошо если дорабатывает гарантийный срок


Забавно, но у меня за последние 6 лет проблемы (в том числе и гарантийные) были исключительно с продукцией Эппл )
А аппаратура хорошо если дорабатывает гарантийный срок. Выкидываешь и покупаешь новый.


Где вы такую аппаратуру-то берёте?

За последние пятнадцать лет ни одно купленное мной устройство не сломалось само (если не считать купленной год назад серой болгарки в OBI — интересно было, что за болгарку можно купить за 500 рублей). В стены телефоны кидал, на ноутбуки садился, машинки для стрижки ронял в воду, это было.

При этом я не покупаю каких-то невероятно дорогих и особенных вещей. Вот, например, у меня на даче десктопом работает пожилой бело-оранжевый ноутбук Самсунг — куплен в 2013 в Перу за $700, побывал в десятке стран, падал на пол, валялся в песке, год жил в 200 метрах от прибоя и так далее. От него пластик местами отваливается — а электроника пашет как ни в чём не бывало и даже аккумулятор всего треть ёмкости потерял.

Вот на кухне висит дешёвенький телек Супра. Купил в 2017 году. Он почти не выключается, показывает мне то мультики, то сериалы, то просто красивые картинки. Когда я его купил, мне все уши прожужжали о том, как он сдохнет в течение полугода.

Вот самодельный медиацентр из Lenovo 180q. Ему пять лет и он тоже редко выключается.

Вот бразильской сборки смартфон моторола, который давно пора бы поменять на что-то посовременнее и покрасивее, а то уже девки фыркают и отворачиваются, когда я этот антиквариат достаю из широких штанин.

Вот я пишу всё это на исцарапанном thinkpad x240 — отлично себя чувствует, несмотря на тяжёлую жизнь в моих суровых объятиях.

Езжу на сузуки гранд витара 2002 года — предыдущим хозяином заменён генератор, я поменял рулевую рейку и ленюсь поменять протёршиеся трубки кондиционера. В остальном он прекрасно себя чувствует.

И так за что ни возьмись — не наблюдаю я этого вашего «запрограммированного устаревания».
Соответственно, вопросов должно быть два, по идее:
1. Кто должен учить пользоваться компьютером (базовая компьютерная грамота)?
2. Кто должен учить программировать на компьютере (расширенная компьютерная грамота)?
Естественно, подход ко второму вопросу должен быть совершен после обязательного первого.
Совершенно неочевидно. У нас в школе учили именно программировать. Шеньбук, вот это вот всё. Windows мы вообще не запускали на уроках. Хотя она там была — для «гуманитариев». Вот у низ — да, Ms Office, «креатив», ну вы поняли.

Вот только позже, в ВУЗе люди, прошедшие Шеньбук — прекрасно ориетировались в стилях Word'а и макросах Excel'я (все, без исключений… по крайней мере в нашем классе)… хотя их этому, форматно, учили ноль часов (в школе были Pascal и, в матклассах, C++, в ВУЗе считалось, что они уже всё изучили и знают). А люди из гумклассов — по прежнему отступы ставили пробелами и не могли пользоваться условным форматированием в Excel (за исключением буквально пары «особо продвинутых»).
Извиняюсь, потерял коммент…

Понятно, но я почему завел речь именно о поколении, потому-что вспоминаю себя и своих друзей в детстве: компы у нас у всех появились лет в 12, это было начало нулевых (2000-х, а не 90-х) и компьютерную грамоту мы все познавали самостоятельно, без всяких курсов (странно представить на них детей) и информатик, потому-что компы там стояли аж на Windows 3.11 (в то время у всех уже давно стояла 98, что считалось просто верхом развития технологий), и уже годам к 13-14 я уже умел все, что надо, то есть и инет мог настроить, и систему переустановить, и дрова. Нет, конечно у моего отца был знакомый компьютерщик, которого иногда приходилось приглашать, и который, когда винда зависала при переустановке, и я почему-то весьма паниковал по этому поводу, всегда мог сказать «Ничегооо, всего 15 минут прошло, перезагрузимся и снова начнем», но это была больше психологическая поддержка, и то на первых порах, ибо в дальнейшем я уже запросто на сэкономленные с завтраков деньги покупал бэушные комплектующие и модернизировал свой комп, постепенно дойдя до четырехъядерного Core 2 Quad (2008), что по тем временам считалось как с жигуля постепенно пересесть на Феррари. Начал я с Pentiun II. Называю процы чтобы было легче по времени ориентироваться и объяснить что мне на тот момент было явно не 20 лет :/ Касаемо программирования — собссно далеко ходить не надо, я сам работаю программером. И да, я тоже самоучка и в этой области. Ушло пару лет с первой программы до работы в компании, и то могло бы быть быстрее, если бы я не увлекался им на досуге.

И это не потому-что я такой уникум, моему другу, например, купили комп лет в 16, первый комп, просто считая, что он ему не нужен (в принципе тут было здравое звено, потому-что в то время круг его использования в образовательных целях был несколько ограничен, зато инет уже был не ограничен ничем), дак вот сейчас он работает в военкомате компьютерщиком, чинит им компы и помогает их женщинам если у них там что-то поломалось. С 16 лет человек впервые в экран заглянул, а в гостях всегда когда мы сидели кружком у другого друга и он нам что-то показывал на своем компе, обычно сидел в сторонке и слушал музыку, которая параллельно с этим была неизменно включена фоном на этом же компе, ибо все-равно ничего не понимал в наших разговорах.

Такие дела…
МК-61 как родной (да вот он, в верхнем ящике стола, кстати).

Одно время жутко завидовал владельцам МК-52. Теперь, по понятным причинам, не завидую.

Впрочем, считыватель перфоленты к своему таки сделал. Собственно, только пяток программ и набил. По понятным причинам.
А чему там завидовать-то? На несколько шагов ОЗУ больше и всё. Ах, да… Типа энергонезависимая память была… Ну, так себе.
А вот МК-85 — во цэ дiло!!!
Но стоил он как телевизор, а может и больше… не помню уже.
Хм, а что за приставка для перфолент такая была? как-то такая идея прошла мимо меня. Как оно должно было работать?
Да и не только в ящике стола, но и на смартфоне в виде эмулятора. Вместе со всеми ЗГГОГ-ами и прочей недокументированной нумерологией.
В 87-88м в «Моделист Котструктор» то ли в «Науке и жизнь» публиковали игры для МК61
Были там и «лабиринт» и «посадка самолета» и прочие.
«Техника Молодёжи» — «Путь к Земле (Кон-Тики)»!
В «Науке и Жизни» тоже печатали. Я даже туда, помнится, программку посылал для МК-61, да не успел — они в тот год отказались от ПМК и перешли к публикациям, посвященным компьютерам.
В НиЖ программы публиковали академически-строго. В ТМ вокруг самой идеи «этот почти карманный калькулятор, вообще-то, немногим глупее того, что был навигатором на луннарах» раскатали целый НФ-роман с продолжением.
Заголовок в стиле «раньше была трава зеленей» =) Раньше всем командной строки хватало, нынче же «о ужас, 30 фпс и 720Р!»
Извините, мне кажется, что Ваша претензия необоснованна.

Мой взор, например, этот заголовок привлёк — в отличие от многочисленных «ля-ля-ля обзор», «ля-ля-ля как быстро нажать кнопку Установить быстро» и «ля-ля-ля как я сфотался на экшне лю0лю0лю и прибнял за талию, сю-сю-сю — и как это повторить, не получив по морде от секьюрити».
Свою первую самостоятельно написанную программу я написал в далекие 80-е для программируемого калькулятора. Это была программа для расчета понижающих трансформаторов для блоков питания.

Жаль, что она не сохранилась ((
А студенты-то в 1988 году планшет изобрели!

Ага, а Джобс идею запомнил и через 20 лет срубил-таки на ней бабла) Вот вам и "гений"!

Ага, а Джобс идею запомнил и через 20 лет срубил-таки на ней бабла) Вот вам и «гений»!


1995 г.
image

ThinkPad 710T

• IBM 486 SLC 25 MHz CPU
• WD90C26 video controller
• Monochrome 9.5" STN display with 640x480 resolution
• 4MB memory standard
• 60MB HDD
• Electromagnetic pen
• (1) Type II PCMCIA slot (model 302 or 303)
• (1) Type III, or (2) Type II PCMCIA Slots (model 09Y)


Не, не катит. Экран не цветной, кнопок многовато, а что там с беспроводной связью, GPS и выводом телепрограмм?)

Экран не цветной, кнопок многовато, а что там с беспроводной связью


В 1995 еще продавались ПК Сименс с монохромным монитором в комплекте — и люди их брали даже домой.
А по поводу беспроводной связи у 710T все было нормально — концепция его использования была накрепко связана с беспроводной передачей данных.

См. например, статью в журнале В мире науки в №11 за 1991 (!) год:

«Компьютерная бумага для записей (блокнот) дополняет обычный экран в этом рабочем помещении Исследовательского центра фирмы Хегох в Пало-Альто. Прототипы блокнотов связаны кабелем с обычными компьютерами; пока создано лишь несколько беспроводных моделей».

«Кабельные и беспроводные сети связывают компьютеры и позволяют их пользователям разделять между собой доступ к программам и данным. Среди представленных здесь компьютеров мы видим обычные терминалы и файловые серверы, портативные машины, известные как«таблички», и машины размером с лист бумаги —так называемые «блокноты». В будущем сети должны будут поддерживать работу сотен подобных устройств, размещенных в одной комнате, а также охватывать разнообразные устройства — от табличек до лазерных принтеров или больших дисплеев, которые перемещаются с места на место.»

Прим: «таблички» — смарты, «блокноты»- планшеты, «большие дисплеи» — Surface Hub.

Это хорошо видно на фотоиллюстрациях, которые я, к сожалению, приложить не могу.

Доп: статья называется пророчески: «Компьютер XXI века», стр. с картинкой — 41.

Электроника «БЗ-34» все курсовые и диплом рассчитаны на ней (1985-1990 гг)
Сейчас это может показаться удивительным, но в то время программирование называли искусством.


...«Искусство программирования» (англ. The Art of Computer Programming, 1968) — фундаментальная монография известного американского математика и специалиста в области компьютерных наук Дональда Кнута, посвященная рассмотрению и анализу важнейших алгоритмов, используемых в информатике. В 1999 году книга была признана одной из двенадцати лучших физико-математических монографий столетия"…

В "Науке и жизнь" ещё и бейсику какому-то обучали. А МК-52 (с блоком расширения) до сих пор в рабочем состоянии. После него было совсем несложно изучать в институте микроконтроллеры и программировать в машинных кодах (без ассемблера).

Ещё была книга-комикс «Энциклопедия профессора Фортрана»
Там же публиковались советы по борьбе с вирусами

Не было в «Технике Молодежи» никаких советов, поскольку и вирусов никаких не было.
Хотя компьютер стоил довольно дорого, его реально было собрать из деталей, купленных на радиорынке.

Компьютер вообще нисколько не стоил, поскольку для населения в 1987 они не продавались. Калькуляторы да, МК-61 87 руб. стоил.
Детали на радиорынке только в крупных городах, поскольку только ворованные. (Для «Специалиста» где-то 120 руб.)
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
Увы — красивые, но байки. Тех же годов и той же достоверности что «красная плёнка» и «ртутная антенна».
Имеется в виду что вирус выживал не после аппаратного ресета а после мягкой перезагрузки по нажатию Ctrl-Alt-Del в DOS. Вирус просто перехватывал эту комбинацию кнопок и симулировал перезагрузку компа.
Вовсе не вирус (см. определение). Эдак Вы в «вирусы» запишите и банальный перехват системного терминала, например, на ЕС-1036.

Не было вирусов. По определению. Ввиду отсутствия экосистемы.
Советские технические журналы писали не только про СССР в котором до определенного времени не было экосистемы для вирусов, но и про разные другие страны, в которых она очень даже была.
Неправда ваша — под MSX2 вирусня была. Правда, это был уже самый конец 80-х и начало 90-х.

Конкретно под MSX2 я лично наблюдал вирусы. Причем аж двух типов: одни работали в «нормальном» режиме — когда комп загружается в бейсик, который в ПЗУ. Второй тип был под CP/M. Распространялись они через дискеты — т.е. по факту вирусы были страшны только «учительскому» компьютеру, на котором были дисководы и цветной дисплей. «Ученические» компьютеры — с зеленым монохромным дисплеем и без дисководов — по понятным причинам вирусами не поражались. Хотя теоретически — можно было по локальной сети их в виде кода исполняемого передавать. :)

И да, некоторые из них переживали перезагрузку. Там в стандарте MSX-2 была фишечка, что при загрузке компа он проверял некий магический адрес в памяти — и если там записано некое значение, то вместо бейсика вызывался код из оперативной памяти. Память при обычном ресете (кнопочкой) не чистилась, так что все работало. Сделано это было для игр, но вирусами тоже прекрасно использовалось. А для маскировки вирус (опосля развешивания системных хуков на свой код) вызывал бейсик из ПЗУ.
Кстати, эта гадость даже кратковременное отключение питания переживала.
Во-о-от, попёрли отмазы.

Собственно, «дискеты» (точнее, инфраструктура обмена ими) и являлись средой распространения.

Так что — будьте точны к терминологии. «На компьютере» никакой вирусни быть не может. Только в сложившейся экосистеме — неотъемлемой частью которой являются не только НГМД как таковые, но и практика бесконтрольного обмена программами в рамках ОС единого семейства.

Я ведь Вам даже намекнул: семейство ЕС ЭВМ (не клоны писюков, а клоны семейства 360 — они занимали пару смежных помещений и работали на десяток удалённых терминалов).
Червь Морриса был бы несогласен со всем, что вы тут понаписали :-) 1988 год.
habr.com/ru/post/160337
Собственно, «дискеты» (точнее, инфраструктура обмена ими) и являлись средой распространения.

Это делает вирус невирусом или что?
На IBM PC тоже жестких дисков не было и вирусы распространялись на дискетах. Они от этого стали некомпьютерными и невирусами?

Так что — будьте точны к терминологии. «На компьютере» никакой вирусни быть не может.

Я. наверное, недостаточно ясно объяснил.
Вот стоит перед вами компьютер. В нем нет дискет. Вы даже нажимаете кнопку reset — он перезагружается, все прекрасно.
Вставляете в него чистую дискету (без защиты от записи). Блымк — и на дискете появился некий чудесный код, который сам себя умеет записывать на дискеты.
Это не вирус? Это не компьютер? Это не вирус на компьютере?

неотъемлемой частью которой являются не только НГМД как таковые, но и практика бесконтрольного обмена программами в рамках ОС единого семейства.

Ну и к чему это все? Пути распространения вируса — дело десятое. Важен сам факт существования самокопирующихся программ.
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
Насколько мне известно, в MSX-2 использовалась статическая RAM, которая при сбросе ничего не забывала. Поэтому для очистки памяти нужно было обесточить и подождать минут так 20.
Тех же годов и той же достоверности что «красная плёнка» и «ртутная антенна»


А напомните, плиз, что это за «красная плёнка» и «ртутные антенны».
(уже не помню подобного)
Детские «городские легенды».

Красная плёнка: «Заряжаем в любой фотоаппарат (каноничным была Смена-8М) и — на фото люди голенькие, без одежды. Только для КГБ!»

Вариант: «просто смотрим через неё на толпу — девочки голенькие. Только для КГБ!».

Легенда приходила в разряд смешно недостоверных где-то ко второму-третьему классу (9–11 лет).

Ртутная антенна. В соседнем квартале живёт мастер, который работает «в ящике» (для малышни: на секретном производстве, советский термин) и может за три рубля сделать антенну, которая ловит не только два телеканала (Москва и Регион), но даже шпионские спутники и Радио Свобода. Хитрость в том, что антенну надо выгибать по обычным чертежам, но из секретного сплава и трубки потом, перед расклёпом, заполняются ртутью в чём и есть секрет.

Разновидность легенды: (удивительно, но вполне себе ходила среди радиомехаников с «твёрдым техникумовским образованием и допусками к наладке радиоаппаратуры — до сих пор не могу осознать глубины и широты явления) — итак, „наполнение внутренних полостей трубчатых конструкций классического волнового канала с петлевым активным вибратором ртутью увеличивает добротность и сужает диаграмму направленности, приводя к увеличению сигнала до +2...3 дБ.“.

Разбор глупостей (и вполне материальных истоков) этих городских легенд оставлю пока за кадром.

Впрочем… Как думаете, ребята — а, может, выступить с этой темою дебютно?
Когда-то же надо попробовать написать ещё разок?
Красная плёнка


Нет, в такой версии не слышал.
Но это уже не легенда: habr.com/ru/news/t/458054 )

Ртутная антенна


А это вообще слышу в первый раз.

а, может, выступить с этой темою дебютно?


Можно )
1. Оценил шутку. :-)

2. Боюсь, что сегодня в очередной раз потерял всяческое желание — не писать, но публиковать здесь.

(История) впервые предложил сообществу свою заметку (про постпечатную обработку как важный раздел полиграфии) лет пять назад — и получил сполна по сусалам. При том, что откровенно глупые «как я помигал светодиодом на новой ардуине» принимались со свистом.

Сегодня мне (не имеющему публикаций, что забавно) робот ухитрился «слить карму в минус» — при единственном минусе на единственном комментарии (вполне видны уши Винни-Пуха) и десятке плюсов на остальных (считал лишь на этой странице).

Спасибо. Пока что подожду, покурю на обочине. Может быть, ещё лет через пять что-нибудь в лесу Хабра сдохнет и появится стимул дать читателю более-менее качественный материал.
появится стимул дать читателю более-менее качественный материал.


Когда-то народ активно писал статьи в вики. Потом авторов задавили тамошние бюрократы, придиравшиеся к каждому слову (классический вариант: «я не нашел в гугле откуда был скопипастен этот текст, но считаю, что он написан слишком хорошо и наверняка является плагиатом. Удаляю на всякий случай»).
А сейчас никого и не заставишь (попытки были ) что-то писать туда (что у заметно по некоторым статьям, которые должны регулярно обновляться, но уже лет пять как не обновляются).
Кстати, в англоязычной Вике эти явления как-то не столь явно выражены. Но вот русскоязычное сообщество — да, просто убивает дремучей и невежественной упёртостью.

Вы правы. Сам напоролся, и давно уже в русскую вику ни ногой — ни за сведениями, ни с целью поделиться оными.

Хабр отважно прыгает по давно разложенным и неоднократно проверенным граблям.
Но «красная плёнка» не легенда и не глупость, она вполне себе существовала и существует до сих пор. Просто от её названия отвалилась приставка «инфра».

Летом 1988 года я, пользуясь халатностью подруженции, отмотал в заводской лаборатории от большого рулона в свою кассету, отснял на говнокамеру «Дуэт», проявил и был разочарован. Ну да, под лёгкой одеждой на ярком солнце угадывались контуры белья, тела, складки, соски и лобковые волосы. Но не более того.

Возможно, надо было снимать с чёрным фильтром, но тогда получились бы ломовые выдержки, а люди не получились бы точно.
в MSX-1 после перезагрузки большинство игр в памяти оставалось, в вполне работоспособном состоянии. Вирусы тоже. Но после выключения/включения память была девственно чиста.
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
А в 1989-1990м некоторые модели уже свободно можно было купить в магазине. Помню, как родители покупали мне «Вектор-06ц» в Доме Мебели.
image

Вот там, напротив слова «Цена» прекрасно помню ещё выбитые пуансонами числа «980» и «1050» (рублей соответственно).

Доступны были. Продавались. Не у всех были деньги и возможность «встать в очередь».

ДВК можно было купить. На кафедре, да. Как раз в расцвет — в той самой второй трети восьмидесятых. Официально. Были бы деньги.
ДВК… Как сейчас помню… ДВК-2М, ДВК-3. Учили команды, записывали в спец.тетрадь.
Есть ещё скрытые под текстом «Как говорится, читайте и проникайтесь»
Осторожно, под катом много фотографий!

Всего 4...

Я писал свои первые программы на Б3-21. Для условных и безусловных операторов адрес перехода вволился не цифрами, как на более поздних калькуляторах. Допустим, надо перейти на адрес 66. Надо вспомнить, какая операция имеет код 66 и набрать ее

НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь

ИП 6? Коды не забываются до сих пор. У меня был МК-61.

НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
А на Б3-21 коды, я смотрю, были совершенно другие. Но к счастью система какая-то есть.

Помню с братом пытались сделать считывание с перфоленты для МК-61, но механическую часть не осилили. Я еще пытался плеер использовать, но не смог сделать синхронизацию. Хотел на один канал писать «синхросигнал», а на второй данные, но оказалось, что данные надо писать на два канала если не усложнять схему. И даже удавалось считать что-то с кассеты, только не то что записывал ) А еще методом проб и ошибок удалось ускорить калькулятор примерно на 50%, больше не получилось, он начинал реагировать на наводки от поднесенной руки.
В середине 80-х государство прилагало немало усилий для популяризации информационных технологий.

Вот только толку то популяризировать, если доступных компьютеров не было. Лучше бы обеспечили население хотя бы бытовыми компьютерами.
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
Забавно, но менее чем через 10 лет ни дефицита, ни высоких цен уже не будет — свободный рынок сделает своё дело, у и учащихся и инженеров будет возможность иметь дома вполне приличный ПК.


Стоимость компьютеров резко упала. На Западе ПК в 1988 тоже стоили дорого.
У меня сохранился прайс от 1993 года, местная фирма торговала продукцией Эппл. Только одна клавиатура у них стоила $350.

(Рынок сыграл свою роль — свободная конкуренция IBM-совместимых таки слегка изменила мир )
Да всегда «нормальная персоналка» стоила порядка штуки убитых енотов.

Забавно, что инфляция ведьма вредная, а уровень цен (грубо, до порядка) как был так и остался. Штука енотов и будь готов.
Да всегда «нормальная персоналка» стоила порядка штуки убитых енотов


Нет, именно с того момента, когда ПК (286/386) стал стоить «штуку» (вариант — $900) — и началась массовая (относительно) компьютеризация населения.
Этот момент я очень хорошо помню (примерно начало — середина 1993, возможно — конец 1992. Когда там Санрайз раскрутился?)
До этого все подобное было до безумия дорого.
Я тоже хорошо помню, что в 1988 году 1000$ было «безумно дорого» и попросту недоступно. Но — реклама была. С ценами как раз в енотах. На первых страницах не только отраслевых журналов, но и только-только зарождавшейся «желтухи».
Журнал Радио №8 за 1988 год, стр. 62: «Бытовые ПЭВМ становятся ближе»
Таблица с параметрами и ценами:

Микроша-01 (К580ВМ80А)- 500 руб (32 Кбайт) Объем производства в 1988 — 2450 шт.
Криста (К580ВМ80А) — 510 руб (32 Кбайт) Объем производства в 1988 — 1600 шт.
Львов-01 (К580ВМ80А) — 750 руб (64 Кбайт) Объем производства в 1988 — 3000 шт.
Сура (К580ВМ80А) — 995 руб (64 Кбайт) Объем производства в 1988 — 3000 шт.
БК-0010 (К1801ВМ1) — 650 руб (32 Кбайт) Объем производства в 1988 — 20 000 шт.
… и вспомним, что официальный внешневалютный курс в конце августа 1988 года составлял 62 копейки за 1 енот.

Порядок цен (в резаных бумажках зелёного цвета) за четверть века не изменился. Можно спорить деталях — но, господа, мы же инженеры и не забываем, что «порядок» величина на логарифмической шкале.

Само по себе явление примечательно и достойно внимания.
Официальный курс была фикция и не имел особого смысла. По нему нельзя было обменять рубли на доллары. Только ограниченное количество и только при поездках в капстраны. Реальный курс был в несколько раз выше.
Для примера можно сравнить со средней зарплатой, которая была порядка 200 руб/мес.
Можно спорить деталях — но, господа, мы же инженеры и не забываем, что «порядок» величина на логарифмической шкале.
Ну хватит уже натягивать сову на глобус. Ей больно. Если вы того времени не застали — ну так реклама же осталась. Macintosh IIfx: от US$8,969 до $10,969, Compaq Deskpro 386-20 от $7,499 до $12,499. Это, извините, разница как раз на порядок и есть. На логарифмической шкале ближе к $10 000, чем к $1000.

Какой-то лепет про «логарифмическую шкалу» можно нести разве что PS/2 Model 30 за $2295 — но не забывайте что за эти деньги вы получали почти эквалент старого доброго 5150 (то есть, в частности, без жёсткого диска).

Старшие модели PS/2 стоили $10,995…
Управление РосСтата это где-то там.

Слова «какой-то лепет», уж извините, не могу рассматривать иначе, чем какой-то лепет.

Macintosh IIfx: от US$8,969 до $10,969
Это с монитором, или без? Потому что если с монитором, то свежий Mac Pro с моником за $5000 легко поучаствует в соревновании)
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
Без. Ну и все эти «профессиональные рабочие станции» нужно, скорее, сравнивать, со всякими Onyxами за $100'000.

На самом деле AlexBrown где-то, в чём-то, прав: персональные компьютеры всегда начинались от чего-то в районе $500: Apple I стоил $666.66 (а Apple получала за него $500), C64 — стоил $595, Spectrum вообще £175 (фунт в те времена был почти вдвое дороже доллара).

Ну потому что рынок: больше люди за «игрушку» платить не хотели.

Но вот как раз в конце 80х — начале 90х цены круто улетели вверх, потому что как раз тогда на рынке происходила интересная вещь: персоналки начали уничтождать «настоящие» рабочие станции. Окончательно рабочие станции, отдельные по архитектуре от персоналок, кончились уже в XXI веке (IBM держалась до 2009го), но в момент, когда люди стали пересаживаться с монстров с пятизначными ценниками на персоналки… разумеется цены на персоналки поплзли вверх: что было дорого для хобби — было дёшево для компаний, которые, вот совсем-совсем недавно покупали вышеупомянутые Onyx'ы за $100'000 и текстовые процессоры за $20'000-$50'000 (чисто для того, чтобы никто не «офигел»: в 70е годы «текстовым процессром» назывались специализированные программно-аппаратные комплексы).

Потому IBM PC появился по цене от $1,565 до $3,000 (что уже, как мы видим, заметно выше $1000), потом, через пару лет, появился IBM PC XT со стартовой ценой в $5000 (уходим всё дальше от пресловутой тысячи), дальше AT (уже $6700) и PS/2 (где IBM сделал интересный «финт ушами»: выпустила IBM PC XT в корпусе IBM PS/2 за $2295… но рормальная 32-битная Model 80 — стоила уже $10995).

То есть как раз в конце 80х то, что мы сегодня называем «персоналками» (IBM PC клоны, Mac'и, Amiga и прочие WIMPы) — стоили ближе к $10'000, чем к $1000.

Это, кстати, привело к тому, что тот же C64 выпускался до 1994го года — и лишь чуть-чуть «не дотянул» до выхода Windows 95.

Ну а уже примерно с этого момента, когда паритет между персоналками и рабочими станциями был более-менее достигнут — цены поползли вниз и уже в XXI веке — тут да, цена за «типичную» персоналку снова опустилась ниже $1000.
составлял 62 копейки за 1 енот.


Фактическое соотношение было 4:1 или 5:1 в пользу бакса. В 1988 с валютой было уже проще, чем до перестройки.

Тарасов приобрёл известность в СССР и за рубежом как легальный советский миллионер, которому по решению возглавляемого им кооператива «Техника» за январь 1989 года была выписана заработная плата в 3 миллиона рублей из прибыли этого кооператива.
В 1988 году за валюту/золото была расстрельная статья УК. Валюту в виде командировочных выдавали в загранку, а по приезду сдавали/обменивали на «чеки» для магазинов «Березка». Поэтому в загранку брали с собой чёрную икру и водку для обмена «за бугром».
Реальный курс я оцениваю по аудиокассетам 90 минут TDK, Basf, Sony — 9 рублей без записи (20-25р. с записью у спекулянтов). В Wallmart-e кассеты стоили около 90 центов (+налог с продаж). (личный опыт).

25 рублей стоила чистая брендовая кассета 90 минут у спекулянтов или первых кооператоров. Запись, емнип, рубль за 10 минут.

В 1988 году за валюту/золото была расстрельная статья УК


Строгость законов компенсировалась их неисполнением.
В каком году был последний расстрел за валюту?
Современный на тот момент компьютер обошёлся бы вам около 4000$. А в районе 1000$ вы могли рассчитывать разве что на PC XT на процессоре 8088.
Современный на тот момент компьютер обошёлся бы вам около 4000$.
Судя по рекламе — нет.

А в районе 1000$ вы могли рассчитывать разве что на PC XT на процессоре 8088.
Разве что юзаный…

Вот в 90е годы — цены быстро поползли вниз. А в 80е — вы могли купить какой-нибудь 8-битный компьютер за полтысячи баксов (типа C64 или Apple II), либо 16-битный Apple II за тысячу.

А уже что-то IBM PC совместимое — минимум две тысячи, а приличные модели были ближе к десяти тысячам, чем к одной.
«Радио-86РК» всё-таки был довольно сложен для начинающего энтузиаста в электронике. Собрать его могли далеко немногие. В результате даже такие простые компьютеры имели только единицы.
Полагаю, не только свободный рынок, сколько сам прогресс в компьютерной технике и последовавшее падение цен.
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь

Да не сказал бы, что "ПЭВМ" с подобными мониторами были чем-то очень сложным для задач типа загрузить и запустить "екзешник". Причём даже если "загрузка" заключалась в наборе heх-дампов. DOS объективно сложнее: больше сущностей, больше абстракций, больше команд

Лучше бы обеспечили население хотя бы бытовыми компьютерами


И что-бы 99% населения с ними делало?
Соцсетей нет, трубы нет, торрентов нет. Веба тоже нет.
Компьютерные игры далеко не всем интересны.
А что с ними делали в Америке и Японии? Там уровень компьютеризации был гораздо выше. Ну, если вообще можно было бы говорить хоть о каком то уровне в СССР. Использовали в качестве пишущей машинки, для бухгалтерских расчётов, обучения и так далее.
А что с ними делали в Америке и Японии?


Там народ бизнесом занимался тогда еще, когда в СССР это было подсудным делом.
В 1978 или 1979 г. в журнале Ровесник была небольшая заметка (перевод) с рассказом о том, как отец семьи приобрел компьютер и вся семья решала, что с ним делать.

Уровень информированности советского читателя был таким, что слова «домашний компьютер» были восприняты как некий аналог термина «программируемый калькулятор». В результате основной смысл заметки был утерян )
Мы говорим же насчёт домашних компьютеров, нет? И там насчёт бизнеса это вряд ли. Я как раз в конце 80-х и 90-х занимался поддержкой тогда только появляющихся дома компьютеров, когда занятие бизнесом уже было вполне законным. И могу сказать, что для бизнеса они практически не использовались. Только, как я уже отметил выше, если как интеллектуальная печатная машинка. Даже примитивные по современным меркам табличные процессоры типа SuperCalc 5 считались высшим пилотажем. Ну а базы данных это вообще удел небожителей.
И могу сказать, что для бизнеса они практически не использовались.


Из того, с чем сталкивался непосредственно -халтура по информационной поддержке ресторана (меню и проч.), халтура для частных маклеров (типа база данных по квартирам и вариантам обмена, подработка в качестве бухгалтера для ЖСК, составление спецификаций к сборочным чертежам (работа на частную лавочку) и прочее по мелочи.

типа SuperCalc 5

Не уверен, что использовал именно эту программу, но таблицы делались в программе под ДОС )

Прим.: естественно, был IBM — совместимый ноунейм, а не спектрум или коммодор.

Моя первая программа была напечатана в инструкции к какому то программируемому калькулятору. Надо было ввести ряд двух цифровых чисел и получить баллистическую стрелялку, спрашивающую угол возвышения и сообщающую расстояние падения до цели. Иногда она выдавала ЕГГОГ. Тогда был уверен, что это греческие слово…

Ну, греческое ЕГГОГ было ясно описано в той самой инструкции. А вот за ЗГОГГ-ами и ОГГОГ-ами охотились (в основном, с подачи чумовых авторов Техники-Молодёжи).
МК-52 -мой первый ПК :-)
И даже какое-то время программировал на нем, правда быстро уперся во все ресурсы, но все равно работать было интересно.
А какие методы оптимизации кода…
Когда одна и та же ячейка памяти являлась значением, адресом, косвенным адресом и даже командой, в зависимости от того как к ней обращались. 104 ячейки заставляли по-настоящему ценить каждую лично и помнить зачем она нужна :-)
А таинственные ЗГГОГ. И даже целые исследования на тему того как их получать, хранить, выводить и вообще использовать в своих целях.

В 1990 были вполне себе шкафы с блинами хдд размером с бегающий пылесос. Мой вроде СМ-4 назывался. Так что не слишком мы и разные))

Да, и с 90-ми у нас различий еще было мало. Так что из одного теста.

В 1990 были вполне себе шкафы с блинами хдд размером с бегающий пылесос.


В 1993 году у нас была почти новая машинка из серии СМ1800.
В ее комплект входил стол, на котором у нас стоял комп на базе 386 процессора.
Это было единственное ее (СМ) практическое применение на тот момент.

с блинами хдд размером с бегающий пылесос

Там больше впечатлял флопповод для дискет в 8" — во времена, когда 3,5" уже активно использовались.

Первую программу написал для Агата в 1985-м по мотивам статей в ЮТ. "Написал" тут в буквальном смысле слова, ручкой в тетрадке. Агат так вживую и не увидел никогда. 1986 — личный МК-61, игры из ТМ (с читами :), задачи по математике и физике, уравнивание химформул не влезало, 1989 — ПЭВМ "Микроша" — BASIC, Asm, Forth, куча времени на портирование программ от Радио-86РК и Специалист, включая BIOS первого и возможность загружать его программы с плёнки. Ручное (тумблерами) программирование единственной КР573РФ2. 1990 — Yamaha MSX2 в школе/УПК с привилегией заниматься практически чем угодно (Pascal, C, Forth) за учительским "сервером" пока остальным теорию читают. 1992 — в институте СМ-1420 с Fortran, позже ЕС-1840 ну и покатился в IBM PC :)

Осторожно, под катом много фотографий!
И некоторые в PNG. И одна такая до ката -_-
На МК-52 я и учился программированию еще ребенком, было жутко интересно. Наверное потому язык ассемблера x86 зашел легко, проще чем тот же Паскаль.

предлагаем вашему вниманию сканы из чудом сохранившегося у одного из сотрудников Cloud4Y журнала «Наука и жизнь» за 11.1988

Да уж, чудо :) У меня все «НиЖ» от 60-х до конца 80-х, может кроме нескольких утерянных номеров, так же «ТМ», «Радио», «Вокруг света», «Здоровье». А еще — тонкие брошюрки, кажется «Компьютеры и вычислительная техника», там еще статья про Ричарда Столлмана была, это конец 80-х.
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
Микрокалькуляторы я не помню, а вот самописную программу на УКНЦ (на Бейсике, кажется) для оптимизации помню. Курсовик, какая-то взломанная программа на 286 — вбиваешь пачку радиусов и показателей преломления, получаешь оценки качества оптической системы. Рядом УКНЦ, в которую я вбиваю качество, выданное 286м и считываю очередные радиусы…
«Занятие №22 пресловутой «Школы начинающего программиста»» — если не изменяет память этот же текст напечатан в руководстве по эксплуатации, которое прилагалось к МК-52. Руководство было настолько подробным, что я научился программировать благодаря ему. Программ в детстве написал много. Одна из самых интересных — игра в крестики-нолики. Логику продумать было не трудно. Трудно было уместить программу в 105 команд. Также пытался использовать ППЗУ как шпаргалку на экзамен по истории. Как часто бывает, пока продумывал формат хранения, вводил даты по билетам, проверял введённое — запомнил достаточно, чтобы ответить самому. Счастливое было время. Спасибо!
Первую программу отлаживал на ЭВМ Урал-1 в 1965 году, в кодах используя инженерный пульт ЭВМ: программа печатала разные прикольные предложения ноликами на узкой ленте (в зависимости на какую кнопку нажмут одноклассники) типа «ну и дурак же ты вася!».
Информацию о кодах 444 училка выдала с ошибками, которые вылавливал экспериментально и превысил норматив по выходам на отладку, поэтому и получил Свидетельство «Программист 2-го разряда» :(
image
Я и сейчас еще на нем считаю.
Даже интересно, многие ли сейчас смогут написать программу, используя ограниченные мощности микрокалькулятора?

Нет, конечно, никто же не в состоянии изучить руководство к МК. Это было доступно только могучему интеллектищу Древних;)
Так а где много фотографий?
Я четыре года назад писал «Песню о пиве» на «Электронике-61».
Зарегистрируйтесь на Хабре, чтобы оставить комментарий