Pull to refresh

Улучшаем архитектуру: Инверсия и внедрение зависимостей, наследование и композиция

Reading time 9 min
Views 6.6K

Всем привет. Очень часто, работая со старым (а иногда и не очень) кодом, или пытаясь применить какую-то библиотеку, сталкиваешься с ограничениями в расширении. Зачастую проблемы бы не было, будь код архитектурно грамотен. Есть множество архитектурных правил и паттернов, которые в конечном счете облегчают расширение кода, рефакторинг и переиспользование. В статье хочу затронуть некоторые из них в примерах.


Давным давно в далеком далеком проекте появился сервис, отправляющий письмо с новым паролем пользователям. Примерно вот такой:

<?php

class ReminderPasswordService
{
    protected function sendToUser($user, $message)
    {
        $this->getMailer()->send([
            'from' => 'admin@example.com',
            'to' => $user['email'],
            'message' => $message
        ]);
    }

    public function sendReminderPassword($user, $password)
    {
        $message = $this->prepareMessage($user, $password);
        $this->sendToUser($user, $message);
    }

    protected function prepareMessage($user, $password)
    {
        $userName = $this->escapeHtml($user['first_name']);
        $password = $this->escapeHtml($password);
        $message = "Привет {$userName}!
        Твой новый пароль {$password}";

        $message = $this->format($message);
        $message = $this->addHeaderAndFooter($message);

        return $message;
    }

    protected function format($message)
    {
        return nl2br($message);
    }

    protected function escapeHtml($string)
    {
        return htmlentities($string);
    }

    protected function addHeaderAndFooter($message)
    {
        $message = "<html><body>{$message}<br>С уважением, Админ!</body>";

        return $message;
    }

    protected function getMailer()
    {
        return new Mailer('user', 'password', 'smtp.example.com');
    }

}

В то время разработчик считал его очень гибким, т.к. можно спокойно расширить любую часть класса, поменять текст, заголовки, или что-то еще. И вот, приходит менеджер, и просит отправлять копию письма, но без пароля на адрес менеджера, а также с корпоративного почтового сервиса. И еще - только основной текст. Ну и в формате plainText, а не HTML. Программист обрадовался своей дальновидности и гибкому классу и написал вот такого наследника (он был слишком ленив, или у него было слишком мало времени, чтобы задуматься о некоторых вещах).

<?php
class ReminderPasswordCopyToManagerService extends ReminderPasswordService
{
    protected function send($user, $message)
    {
        $this->getMailer()->send([
            'from' => 'admin@example.com',
            'to' => 'manager@example.com',
            'message' => $message
        ]);
    }

    protected function prepareMessage($user, $password)
    {
        $userName = $this->escapeHtml($user['first_name']);
        $message = "Привет {$userName}!
        Твой новый пароль ****";

        return $message;
    }

    protected function getMailer()
    {
        return new Mailer('user2', 'password2', 'smtp.corp.example.com');
    }
}

Со временем сервис обрастал наследниками, использующими частично его методы, частично новые. В один прекрасный солнечный день пришел менеджер с задачей переключиться с smtp на API популярного сервиса. Класс Mailer уже не подходит, а в коде уже целый зоопарк его упоминаний. Давайте посмотрим на этом этапе, что можно было сделать вначале, чтобы эта задача не превратилась в головную боль?

Dependency Injection (Внедрение зависимостей, DI)

DI - это паттерн, позволяющий не задумываться над созданием объектов, делегируя их куда-то наружу, и просто получать готовые сконфигурированные объекты внутри.

В первую очередь давайте рассмотрим, что плохого в создании большинства объектов внутри класса. Начнем с того, что это мешает нам использовать расширения, например - наследников. Для того, чтобы использовать другой класс - нам приходится вмешиваться в код самого сервиса, либо переписывать это в его потомке. Такой код гораздо сложнее поддерживать в дальнейшем. Немаловажным фактом также оказывается осложнение или вообще отсутствие возможности написать Unit тесты к сервису. Давайте представим, что мы использовали какую-то реализацию DI, которая конфигурирует и передает объекты прямо в конструктор. Наш сервис тогда будет выглядеть таким образом:


<?php
class ReminderPasswordService
{
    /**
     * @var Mailer
     */
    protected $mailer;

    public function __construct(Mailer $mailer)
    {
        $this->mailer = $mailer;
    }

    // удалили метод getMailer, заменив его protected свойством $mailer

    // ...
}

Также большинство популярных реализаций позволяет подменить объект на другой для определенного сервиса, и нашему потомку не требуется уже реализовывать свой getMailer():

<?php
class ReminderPasswordCopyToManagerService extends ReminderPasswordService
{
    protected function send($to, $message)
    {
        $this->mailer->send([
            'from' => 'admin@example.com',
            'to' => 'manager@example.com',
            'message' => $message
        ]);
    }

    protected function prepareMessage($user, $password)
    {
        $userName = $this->escapeHtml($user['first_name']);
        $message = "Привет {$userName}!
        Твой новый пароль ****";

        return $message;
    }
}

Казалось бы, мы решили проблему, и добавили больше гибкости. Но чтобы решить задачу с переключением, нам придется написать наследника Mailer, берущего от родителя только собственно тип (ну или, возможно, пару методов) и полностью переписать отправку. Это не есть хорошо, и вот, что мы будем делать дальше.

Принцип инверсии зависимостей (Dependency Inversion Principle, DIP)

Согласно принципу - мы не должны зависеть от конкретных реализаций, а максимально абстрагироваться от кода. Говоря простым языком - мы должны зависеть не от классов а от интерфейсов.

Давайте попробуем переписать код с использованием интерфейсов. Сразу хочу отметить, что написание интерфейсов налагает на нас больше ответственности, и мы должны хорошенько подумать, куда код будет двигаться дальше. С отправкой писем это довольно очевидно: у нас могут появится копии, скрытые копии и другие параметры электронного письма. Поэтому мы не можем просто объявить в интерфейсе мейлера метод

<?php
interface MailerInterface
{
    public function send($emailFrom, $emailTo, $message);
}

Т.к. заранее список параметров сложно предугадать - мы создадим еще один интерфейс - MailMessageInterface с необходимыми сейчас геттерами и сеттерами, в дальнейшем будет проще расширять его новыми данными.

<?php
interface MailMessageInterface
{
    public function setFrom($from);
    public function getFrom();

    public function setTo($to);
    public function getTo();

    public function setMessage($message);
    public function getMessage();
}

и наш MailSenderInterface, соответственно, обретает вид

<?php
interface MailerInterface
{
    public function send(MailMessageInterface $message);
}

Но в этом случае нам придется как-то создавать объект MailMessageInterface, и в этом нам поможет фабрика

<?php
interface MailMessageFactoryInterface
{
    public function create(): MailMessageInterface;
}

Наш сервис, соответственно, обретает такой вид

<?php
class ReminderPasswordService
{
    /**
     * @var MailerInterface
     */
    protected $mailer;

    /**
     * @var MailMessageFactoryInterface
     */
    protected $messageFactory;

    public function __construct(MailerInterface $mailer, MailMessageFactoryInterface $messageFactory)
    {
        $this->mailer = $mailer;
        $this->messageFactory = $messageFactory;
    }

    protected function send($user, $messageText)
    {
        $message = $this->messageFactory->create();
        $message->setFrom('admin@example.com');
        $message->setTo($user['email']);
        $message->setMessage($messageText);

        $this->mailer->send($message);
    }

    // далее ничего не менялось

    public function sendReminderPassword($user, $password)
    {
        $message = $this->prepareMessage($user, $password);
        $this->sendToUser($user, $message);
    }

    protected function prepareMessage($user, $password)
    {
        $userName = $this->escapeHtml($user['first_name']);
        $password = $this->escapeHtml($password);
        $message = "Привет {$userName}!
        Твой новый пароль {$password}";

        $message = $this->format($message);
        $message = $this->addHeaderAndFooter($message);

        return $message;
    }

    protected function format($message)
    {
        return nl2br($message);
    }

    protected function escapeHtml($string)
    {
        return htmlentities($string);
    }

    protected function addHeaderAndFooter($message)
    {
        $message = "<html><body>{$message}<br>С уважением, Админ!</body>";

        return $message;
    }
}

Теперь этот код, хоть и очень далек от идеала, но все же может быть расширен вместо переписывания. Давайте теперь полностью взглянем на код сервиса и его наследника.

<?php
class ReminderPasswordCopyToManagerService extends ReminderPasswordService
{
    protected function send($to, $messageText)
    {
        $message = $this->messageFactory->create();
        $message->setFrom('admin@example.com');
        $message->setTo('manager@example.com');
        $message->setMessage($messageText);

        $this->mailer->send($message);
    }

    protected function prepareMessage($user, $password)
    {
        $userName = $this->escapeHtml($user['first_name']);
        $message = "Привет {$userName}!
        Твой новый пароль ****";

        return $message;
    }
}

Наследование VS композиция

Композиция - это по сути разбиение класса на подмножество других классов для более удобного переиспользования кода. Говоря простым языком - мы не наследуем, а выносим нужный в обоих местах код в отдельный класс.

Плюсы:

1. Мы можем спокойно использовать этот кусок кода где угодно там, где он нам потребуется еще.

2. Легко покрыть тестами маленький кусок логики, а не большой класс с вызовом кучи protected/private методов

3. Легко подменить этот класс другим, если вдруг нам где-то потребуется делать что-то иначе.

Я давно для себя решил, что есть очень тонкая грань между местами, где наследование все-таки нужно, и местами, где все же лучше использовать композицию. В 90% случаев лучше использовать второе (я сейчас не говорю про ограничения вашей экосистемы, про места, где без наследования не обойтись), поэтому принимая решение в пользу композиции ошибиться сложно.

Для начала хочу привести более понятный и очевидный пример, где композиция выигрывает. Мы имеем сервис, который дергает внешнее API, забирая какие-то данные

<?php
class SomeAPIService implements SomeAPIServiceInterface
{
    public function getSomeData($someParam)
    {
        $someData = [];
        // ...
        return $someData;
    }
}

И в последнее время мы стали недовольны производительностью сервиса, и решили кешировать данные, чтобы иметь более быстрый доступ к ним. Неискушенный разработчик может написать:

<?php
class SomeApiServiceCached extends SomeAPIService
{
    public function getSomeData($someParam)
    {
        $cachedData = $this->getCachedData($someParam);
        if ($cachedData === null) {
            $cachedData = parent::getSomeData($someParam);
            $this->saveToCache($someParam, $cachedData);
        }

        return $cachedData;
    }

    // ...
}

однако такая реализация не позволяет подменить API сервис другим, имплементирующим такой же интерфейс, нарушая DIP, а также сильно усложняет написание тестов. В варианте композиции кеширующий класс будет выглядеть так

<?php

class SomeApiServiceCached implements SomeAPIServiceInterface
{
   private $someApiService;

    public function __construct(SomeApiServiceInterface $someApiService)
    {
        $this->someApiService = $someApiService;
    }

    public function getSomeData($someParam)
    {
        $cachedData = $this->getCachedData($someParam);
        if ($cachedData === null) {
            $cachedData = $this->someApiService->getSomeData($someParam);
            $this->saveToCache($someParam, $cachedData);
        }

        return $cachedData;
    }

    // ...
}

Согласитесь, тут гораздо больше гибкости, да и тесты написать гораздо проще.

Вернемся к нашему старому коду и взглянем на ReminderPasswordCopyToManagerService и посмотрим, что можно вынести "за скобки". Первое, что бросается в глаза - класс наследует ненужные методы addHeaderAndFooter и format, а также метод prepareMessage сильно отличается от родителя (нарушая также принцип открытости-закрытости (Open-Closed Principe), модифицируя, а не расширяя родительский класс), и ему не нужен второй параметр

Общее - тело сообщения, метод escapeHtml.

Давайте попробуем вынести общее в отдельные классы.

<?php

class ReminderPasswordMessageTextBuilder
{
    public function buildMessageText($userName, $password)
    {
        return "Привет {$userName}!
        Твой новый пароль {$password}";
    }
}

class Escaper
{
    public function escapeHtml($string)
    {
        return htmlentities($string);
    }
}

Если посмотрим на отличия, то в целом оба сервиса отличаются только текстом сообщения, а также получателями. Перепишем оба сервиса так, чтобы они были независимы друг от друга, и содержали в себе только отличия.

<?php
class ReminderPasswordService
{
    // Обратите внимание, что свойства стали приватными
    private $mailer;
    private $messageFactory;
    private $escaper;
    private $messageTextBuilder;

    public function __construct(
        MailerInterface $mailer,
        MailMessageFactoryInterface $messageFactory,
        Escaper $escaper,
        ReminderPasswordMessageTextBuilder $messageTextBuilder
    ) {
        $this->mailer = $mailer;
        $this->messageFactory = $messageFactory;
        $this->escaper = $escaper;
        $this->messageTextBuilder = $messageTextBuilder;
    }

    public function sendReminderPassword($user, $password)
    {
        $messageText = $this->prepareMessage($user, $password);

        $message = $this->messageFactory->create();
        $message->setFrom('admin@example.com');
        $message->setTo($user['email']);
        $message->setMessage($messageText);

        $this->mailer->send($message);
    }

    private function prepareMessage($user, $password)
    {
        $userName = $this->escaper->escapeHtml($user['first_name']);
        $password = $this->escaper->escapeHtml($password);
        $message = $this->messageTextBuilder->buildMessageText($userName, $password);
        $message = $this->format($message);
        $message = $this->addHeaderAndFooter($message);

        return $message;
    }

    // методы ниже тоже будут вынесены в отдельные классы.
    private function addHeaderAndFooter($message)
    {
        $message = "<html><body>{$message}<br>С уважением, Админ!</body>";

        return $message;
    }

    private function format($message)
    {
        return nl2br($message);
    }
}

и бывший наследник

<?php
class ReminderPasswordCopyToManagerService
{
    private $mailer;
    private $messageFactory;
    private $escaper;
    private $messageTextBuilder;

    public function __construct(
        MailerInterface $mailer,
        MailMessageFactoryInterface $messageFactory,
        Escaper $escaper,
        ReminderPasswordMessageTextBuilder $messageTextBuilder
    ) {
        $this->mailer = $mailer;
        $this->messageFactory = $messageFactory;
        $this->escaper = $escaper;
        $this->messageTextBuilder = $messageTextBuilder;
    }

    public function sendReminderPasswordCopyToManager($user)
    {
        $messageText = $this->prepareMessage($user);

        $message = $this->messageFactory->create();
        $message->setFrom('admin@example.com');
        $message->setTo($user['email']);
        $message->setMessage($messageText);

        $this->mailer->send($message);
    }

    private function prepareMessage($user)
    {
        $userName = $this->escaper->escapeHtml($user['first_name']);
        $message = $this->messageTextBuilder->buildMessageText($userName, '****');

        return $message;
    }
}

Таким образом, хоть классы и обрели ряд зависимостей, но покрыть тестами или переиспользовать отдельные участки кода стало заметно удобнее. Мы избавились от связи между ними, и спокойно можем развивать каждый отдельный класс независимо от другого.

P.S. конечно же, данные классы еще далеки от идеала, но об этом в другой раз.

Tags:
Hubs:
+12
Comments 4
Comments Comments 4

Articles