Pull to refresh

Магические сигнатуры методов в C#

Reading time 9 min
Views 30K
Original author: CEZARY PIĄTEK

Представляю вашему вниманию перевод статьи The Magical Methods in C# автора CEZARY PIĄTEK.


Есть определенный набор сигнатур методов в C#, имеющих поддержку на уровне языка. Методы с такими сигнатурами позволяют использовать специальный синтаксис со всеми его преимуществами. Например, с их помощью можно упростить наш код или создать DSL для того, чтобы выразить решение проблемы более красивым образом. Я встречаюсь с такими методами повсеместно, так что я решил написать пост и обобщить все мои находки по этой теме, а именно:


  • Синтаксис инициализации коллекций
  • Синтаксис инициализации словарей
  • Деконструкторы
  • Пользовательские awaitable типы
  • Паттерн query expression

Синтаксис инициализации коллекций


Синтаксис инициализации коллекции довольно старая фича, т. к. она существует с C# 3.0 (выпущен в конце 2007 года). Напомню, синтаксис инициализации коллекции позволяет создать список с элементами в одном блоке:


var list = new List<int> { 1, 2, 3 };

Этот код эквивалентен приведенному ниже:


var temp = new List<int>();
temp.Add(1);
temp.Add(2);
temp.Add(3);
var list = temp;

Возможность использования синтаксиса инициализации коллекции не ограничивается только классами из BCL. Он может быть использован с любым типом, удовлетворяющим следующим условиям:


  • тип имплементирует интерфейс IEnumerable
  • тип имеет метод с сигнатурой void Add(T item)

public class CustomList<T>: IEnumerable
{
    public IEnumerator GetEnumerator() => throw new NotImplementedException();
    public void Add(T item) => throw new NotImplementedException();
}

Мы можем добавить поддержку синтаксиса инициализации коллекции, определив Add как метод расширения:


public static class ExistingTypeExtensions
{
    public static void Add<T>(this ExistingType @this, T item) => throw new NotImplementedException();
}

Этот синтаксис также можно использовать для вставки элементов в поле-коллекцию без публичного сеттера:


class CustomType
{
    public List<string> CollectionField { get; private set; }  = new List<string>();
}

class Program
{
    static void Main(string[] args)
    {
        var obj = new CustomType
        {
            CollectionField =
            {
                "item1",
                "item2"
            }
        };
    }
}

Синтаксис инициализации коллекции полезен при инициализации коллекции известным числом элементов. Но что если мы хотим создать коллекцию с переменным числом элементов? Для этого есть менее известный синтаксис:


var obj = new CustomType
{
    CollectionField =
    {
        { existingItems }
    }
};

Такое возможно для типов, удовлетворяющих следующим условиям:


  • тип имплементирует интерфейс IEnumerable
  • тип имеет метод с сигнатурой void Add(IEnumerable<T> items)

public class CustomList<T>: IEnumerable
{
    public IEnumerator GetEnumerator() => throw new NotImplementedException();
    public void Add(IEnumerable<T> items) => throw new NotImplementedException();
}

К сожалению, массивы и коллекции из BCL не реализуют метод void Add(IEnumerable<T> items), но мы можем изменить это, определив метод расширения для существующих типов коллекций:


public static class ListExtensions
{
    public static void Add<T>(this List<T> @this, IEnumerable<T> items) => @this.AddRange(items);
}

Благодаря этому мы можем написать следующее:


var obj = new CustomType
{
    CollectionField =
    {
        { existingItems.Where(x => /*Filter items*/).Select(x => /*Map items*/) }
    }
};

Или даже собрать коллекцию из смеси индивидуальных элементов и результатов нескольких перечислений (IEnumerable):


var obj = new CustomType
{
    CollectionField =
    {
        individualElement1,
        individualElement2,
        { list1.Where(x => /*Filter items*/).Select(x => /*Map items*/) },
        { list2.Where(x => /*Filter items*/).Select(x => /*Map items*/) },
    }
};

Без подобного синтаксиса очень сложно получить подобный результат в блоке инициализации.


Я узнал об этой фиче совершенно случайно, когда работал с маппингами для типов с полями-коллекциями, сгенерированными из контрактов protobuf. Для тех, кто не знаком с protobuf: если вы используете grpctools для генерации типов .NET из файлов proto, все поля-коллекции генерируются подобным образом:


[DebuggerNonUserCode]
public RepeatableField<ItemType> SomeCollectionField
{
    get
    {
        return this.someCollectionField_;
    }
}

Как можно заметить, поля-коллекции не имеют сеттер, но RepeatableField реализует метод void Add(IEnumerable items), так что мы по-прежнему можем инициализировать их в блоке инициализации:


/// <summary>
/// Adds all of the specified values into this collection. This method is present to
/// allow repeated fields to be constructed from queries within collection initializers.
/// Within non-collection-initializer code, consider using the equivalent <see cref="AddRange"/>
/// method instead for clarity.
/// </summary>
/// <param name="values">The values to add to this collection.</param>
public void Add(IEnumerable<T> values)
{
    AddRange(values);
}

Синтаксис инициализации словарей


Одна из крутых фич C# 6.0 — инициализация словаря по индексу, которая упростила синтаксис инициализации словарей. Благодаря ей мы можем писать более читаемый код:


var errorCodes = new Dictionary<int, string>
{
    [404] = "Page not Found",
    [302] = "Page moved, but left a forwarding address.",
    [500] = "The web server can't come out to play today."
};

Этот код эквивалентен следующему:


var errorCodes = new Dictionary<int, string>();
errorCodes[404] = "Page not Found";
errorCodes[302] = "Page moved, but left a forwarding address.";
errorCodes[500] = "The web server can't come out to play today.";

Это немного, но это определенно упрощает написание и чтение кода.


Лучшее в инициализации по индексу — это то, что она не ограничивается классом Dictionary<T> и может быть использована с любым другим типом, определившим индексатор:


class HttpHeaders
{
    public string this[string key]
    {
        get => throw new NotImplementedException();
        set => throw new NotImplementedException();
    }
}

class Program
{
    static void Main(string[] args)
    {
        var headers = new HttpHeaders
        {
            ["access-control-allow-origin"] = "*",
            ["cache-control"] = "max-age=315360000, public, immutable"
        };
    }
}

Деконструкторы


В C# 7.0 помимо кортежей был добавлен механизм деконструкторов. Они позволяют декомпозировать кортеж в набор отдельных переменных:


var point = (5, 7);
// decomposing tuple into separated variables
var (x, y) = point;

Что эквивалентно следующему:


ValueTuple<int, int> point = new ValueTuple<int, int>(1, 4);
int x = point.Item1;
int y = point.Item2;

Этот синтаксис позволяет обменять значения двух переменных без явного объявления третьей:


int x = 5, y = 7;
//switch
(x, y) = (y,x);

Или использовать более краткий метод инициализации членов класса:


class Point
{
    public int X { get; }
    public int Y { get; }

    public Point(int x, int y)  => (X, Y) = (x, y);
}

Деконструкторы могут быть использованы не только с кортежами, но и с другими типами. Для использования деконструкции типа этот тип должен реализовывать метод, подчиняющийся следующим правилам:


  • метод называется Deconstruct
  • метод возвращает void
  • все параметры метода имеют модификатор out

Для нашего типа Point мы можем объявить деконструктор следующим образом:


class Point
{
    public int X { get; }
    public int Y { get; }

    public Point(int x, int y) => (X, Y) = (x, y);

    public void Deconstruct(out int x, out int y) => (x, y) = (X, Y);
}

Пример использования приведен ниже:


var point = new Point(2, 4);
var (x, y) = point;

"Под капотом" он превращается в следующее:


int x;
int y;
new Point(2, 4).Deconstruct(out x, out y);

Деконструкторы могут быть добавлены к типам с помощью методов расширения:


public static class PointExtensions
{
     public static void Deconstruct(this Point @this, out int x, out int y) => (x, y) = (@this.X, @this.Y);
}

Один из самых полезных примеров применения деконструкторов — это деконструкция KeyValuePair<TKey, TValue>, которая позволяет с легкостью получить доступ к ключу и значению во время итерирования по словарю:


foreach (var (key, value) in new Dictionary<int, string> { [1] = "val1", [2] = "val2" })
{
    //TODO: Do something
}

KeyValuePair<TKey, TValue>.Deconstruct(TKey, TValue) доступно только с netstandard2.1. Для предыдущих версий netstandard нам нужно использовать ранее приведенный метод расширения.


Пользовательские awaitable типы


C# 5.0 (выпущен вместе с Visual Studio 2012) ввел механизм async/await, который стал переворотом в области асинхронного программирования. Прежде вызов асинхронного метода представлял собой запутанный код, особенно когда таких вызовов было несколько:


void DoSomething()
{
    DoSomethingAsync().ContinueWith((task1) => {
        if (task1.IsCompletedSuccessfully)
        {
            DoSomethingElse1Async(task1.Result).ContinueWith((task2) => {
                if (task2.IsCompletedSuccessfully)
                {
                    DoSomethingElse2Async(task2.Result).ContinueWith((task3) => {
                        //TODO: Do something
                    });
                }
            });
        }
    });
}

private Task<int> DoSomethingAsync() => throw new NotImplementedException();
private Task<int> DoSomethingElse1Async(int i) => throw new NotImplementedException();
private Task<int> DoSomethingElse2Async(int i) => throw new NotImplementedException();

Это может быть переписано намного красивее с использованием синтаксиса async/await:


async Task DoSomething()
{
    var res1 = await DoSomethingAsync();
    var res2 = await DoSomethingElse1Async(res1);
    await DoSomethingElse2Async(res2);
}

Это может прозвучать удивительно, но ключевое слово await не зарезервировано только под использование с типом Task. Оно может быть использовано с любым типом, который имеет метод GetAwaiter, возвращающий удовлетворяющий следующим требованиям тип:


  • тип имплементирует интерфейс System.Runtime.CompilerServices.INotifyCompletion и реализует метод void OnCompleted(Action continuation)
  • тип имеет свойство IsCompleted логического типа
  • тип имеет метод GetResult без параметров

Для добавления поддержки ключевого слова await к пользовательскому типу мы должны определить метод GetAwaiter, возвращающий TaskAwaiter<TResult> или пользовательский тип, удовлетворяющий приведенным выше условиям:


class CustomAwaitable
{
    public CustomAwaiter GetAwaiter() => throw new NotImplementedException();
}

class CustomAwaiter: INotifyCompletion
{
    public void OnCompleted(Action continuation) => throw new NotImplementedException();

    public bool IsCompleted => throw new NotImplementedException();

    public void GetResult() => throw new NotImplementedException();
}

Вы можете спросить: "Каков возможный сценарий использования синтаксиса await с пользовательским awaitable типом?". Если это так, то я рекомендую вам прочитать статью Stephen Toub под названием "await anything", которая показывает множество интересных примеров.


Паттерн query expression


Лучшее нововведение C# 3.0 — Language-Integrated Query, также известное как LINQ, предназначенное для манипулирования коллекциями с SQL-подобным синтаксисом. LINQ имеет две вариации: SQL-подобный синтаксис и синтаксис методов расширения. Я предпочитаю второй вариант, т. к. по моему мнению он более читаем, а также потому что я привык к нему. Интересный факт о LINQ заключается в том, что SQL-подобный синтаксис во время компиляции транслируется в синтаксис методов расширения, т. к. это фича C#, а не CLR. LINQ был разработан в первую очередь для работы с типами IEnumerable, IEnumerable<T> и IQuerable<T>, но он не ограничен только ими, и мы можем использовать его с любым типом, удовлетворяющим требованиям паттерна query expression. Полный набор сигнатур методов, используемых LINQ, таков:


class C
{
    public C<T> Cast<T>();
}

class C<T> : C
{
    public C<T> Where(Func<T,bool> predicate);

    public C<U> Select<U>(Func<T,U> selector);

    public C<V> SelectMany<U,V>(Func<T,C<U>> selector, Func<T,U,V> resultSelector);

    public C<V> Join<U,K,V>(C<U> inner, Func<T,K> outerKeySelector, Func<U,K> innerKeySelector, Func<T,U,V> resultSelector);

    public C<V> GroupJoin<U,K,V>(C<U> inner, Func<T,K> outerKeySelector, Func<U,K> innerKeySelector, Func<T,C<U>,V> resultSelector);

    public O<T> OrderBy<K>(Func<T,K> keySelector);

    public O<T> OrderByDescending<K>(Func<T,K> keySelector);

    public C<G<K,T>> GroupBy<K>(Func<T,K> keySelector);

    public C<G<K,E>> GroupBy<K,E>(Func<T,K> keySelector, Func<T,E> elementSelector);
}

class O<T> : C<T>
{
    public O<T> ThenBy<K>(Func<T,K> keySelector);

    public O<T> ThenByDescending<K>(Func<T,K> keySelector);
}

class G<K,T> : C<T>
{
    public K Key { get; }
}

Разумеется, мы не обязаны реализовывать все эти методы для того, чтобы использовать синтаксис LINQ с нашим пользовательским типом. Список обязательных операторов и методов LINQ для них можно посмотреть здесь. Действительно хорошее объяснение того, как это сделать, можно найти в статье Understand monads with LINQ автора Miłosz Piechocki.


Подведение итогов


Цель этой статьи заключается вовсе не в том, чтобы убедить вас злоупотреблять этими синтаксическими трюками, а в том, чтобы сделать их более понятными. С другой стороны, их нельзя всегда избегать. Они были разработаны для того, чтобы их использовать, и иногда они могут сделать ваш код лучше. Если вы боитесь, что получившийся код будет непонятен вашим коллегам, вам нужно найти способ поделиться знаниями с ними (или хотя бы ссылкой на эту статью). Я не уверен, что это полный набор таких "магических методов", так что если вы знаете еще какие-то — пожалуйста, поделитесь в комментариях.

Tags:
Hubs:
+80
Comments 70
Comments Comments 70

Articles