Pull to refresh

Интерактивные эксперименты с машинным обучением (на TensorFlow)

Reading time6 min
Views6.3K
Original author: Oleksii Trekhleb

Вкратце


Я создал новый проект Интерактивные эксперименты с машинным обучением на GitHub. Каждый эксперимент состоит из Jupyter/Colab ноутбука, показывающего как модель тренировалась, и Демо странички, показывающей модель в действии прямо в вашем браузере.


Несмотря на то, что машинные модели в репозитории могут быть немного "туповатенькими" (помните, это всего-лишь эксперименты, а не вылизанный код, готовый к "заливке на продакшн" и дальнейшему управлению новыми Tesla), они будут стараться как могут чтобы:


  • Распознать цифры и прочие эскизы, которые вы нарисуете в браузере
  • Определить и распознать объекты на видео из вашей камеры
  • Классифицировать изображения, загруженные вами
  • Написать с вами поэму в стиле Шекспира
  • И даже поиграть с вами в камень-ножницы-бумагу
  • и пр.

Я тренировал модели на Python с использованием TensorFlow 2 с поддержкой Keras. Для демо-приложения я использовал React и JavaScript версию Tensorflow.


Интерактивные эксперименты с машинным обучением


Производительность моделей


Для начала, давайте определимся с нашими ожиданиями.️ Репозиторий содержит эксперименты с машинным обучением, а не готовые к "заливке на продакшн", оптимизированные и тонко настроенные модели. Этот проект скорее похож на песочницу, в которой можно учиться и тренироваться работе с алгоритмами машинного обучения и разными наборами данных. Обученные модели могут быть недостаточно точными (например, иметь 60% точности вместо ожидаемых, пускай, 97%), а также могу быть переученными и недоученными (overfitting vs underfitting).


Поэтому иногда вы можете увидеть что-то вроде:


Тупенькая машинная модель


Но будьте терпеливы, иногда эта же модель может выдавать что-то более "умное":


Более умная машинная модель


Предыстория


Я инженер-программист и последние несколько лет занимаюсь в основном full-stack программированием (веб-проекты). В свободное от работы время, в качестве хобби, я решил углубиться в тему машинного обучения, чтобы в первую очередь для себя же сделать эту тему менее магической и более математической.


  1. Поскольку Python мог быть хорошим выбором для того, чтобы начать экспериментировать с машинным обучением я решил изучить его базовый синтаксис. В результате появился проект Playground and Cheatsheet for Learning Python. Он был создан с одной стороны для того, чтобы практиковаться в написании кода на Python, а также в качестве "шпаргалки" с базовым синтаксисом, чтобы в нужный момент можно было быстро подсмотреть вещи наподобие dict_via_comprehension = {x: x**2 for x in (2, 4, 6)}.
  2. После ознакомления с Python-ом я хотел чуть больше углубиться в математическую часть машинного обучения. В итоге после прохождения замечательного курса от Andrew Ng на Coursera я создал проект Homemade Machine Learning. Это была очередная "шпаргалка для себя же" с базовыми алгоритмами машинного обучения, такими как линейная регрессия, логистическая регрессия, алгоритм k-средних, многослойный перцептрон (или персептрон?) и прочие.
  3. Моей следующей попыткой "поиграться в машинное обучение" стал NanoNeuron. Это были 7 простых JavaScript функций, которые должны были дать понимание читателю о том, как же машина все-таки может "учиться".
  4. После окончания очередного прекрасного курса по Deep Learning от все того же Andrew Ng на Coursera я решил больше попрактиковаться с многослойными перцептронами (multilayer perceptrons), сверточными и рекуррентными нейронными сетями (convolutional and recurrent neural networks). На этот раз, вместо того, чтобы реализовывать их с нуля я решил воспользоваться уже готовым фреймворком. В итоге я начал с TensorFlow 2 с поддержкой Keras. Я так же не хотел фокусироваться на математике (позволив фреймворку сделать свое дело), вместо этого хотелось написать что-то более практичное и интерактивное, что-то, что можно было бы протестировать прямо в браузере телефона. В результате появился новый проект Interactive Machine Learning Experiments, на котором я и хочу остановиться более детально в этой статье.

Технологический стек


Тренировка моделей


  • Для тренировки моделей я использовал Keras, как часть TensorFlow 2. Поскольку до этого у меня не было опыта с фреймворками для машинного обучения мне нужно было с какого-то из них начать. Один из ключевых факторов, который мне понравился в TensorFlow было наличие сразу двух его версий: версии на Python и версии на JavaScript, у которых был схожий API. В итоге я использовал Python версия для тренировки, а JavaScript версию библиотека для демо-приложения.
  • Я тренировал модели на Python внутри Jupyter ноутбуков локально. Иногда использовал Colab, чтобы воспользоваться GPU и тем самым ускорить тренировку.
  • Большинство моделей были натренированы на CPU старого доброго MacBook Pro (2,9 GHz Dual-Core Intel Core i5).
  • И конечно же было никак не обойтись без NumPy для матричных (тензорных) операций.

Демонстрация моделей


  • Я использовал TensorFlow.js для того, чтобы воспользоваться в браузере заранее натренированными на предыдущем шаге (в Jupyter ноутбуке) моделями.
  • Для конвертирования моделей из формата HDF5 в формат TensorFlow.js Layers я использовал TensorFlow.js converter. Это конечно же может быть неэффективно загружать всю модель в браузер целиком (речь ведь идет о мегабайтах данных) вместо того, чтобы делать предсказания вызывая модель удаленно через HTTP запросы, но, снова-таки, вспомним, что речь идет об экспериментах, а не о зрелой и оптимизированной архитектуре, которую можно брать и сразу же использовать для "продакшна". С точки зрения простоты подхода я также хотел избежать развертывания отдельного сервера с HTTP API для предсказаний моделей.
  • Демонстрационное приложение было создано на React с использованием create-react-app стартера с поддержкой Flow по умолчания для проверки типов.
  • Для стайлинга я воспользовался библиотекой Material UI. Я хотел, как говориться, "убить двух зайцев сразу" и заодно попробовать новый для себя фреймворк для пользовательских интерфейсов (прости, Bootstrap).

Эксперименты


Демо-страничка с экспериментами, а также Jupyter ноутбуки с деталями тренировки доступны по следующим ссылкам:



Эксперименты с многослойным перцептроном (Multilayer Perceptron, MLP)


Распознавание цифр


Вы рисуете цифру, а модель пытается ее распознать.



Handwritten Digits Recognition


Распознавание эскизов


Вы рисуете эскиз, а модель пытается его распознать.



Handwritten Sketch Recognition


Эксперименты со сверточными нейронными сетями (Convolutional Neural Network, CNN)


Распознавание цифр (CNN)


Вы рисуете цифру, а модель пытается ее распознать. Этот эксперимент похож на предыдущий из раздела MLP, но на этот раз модель использует CNN.



Handwritten Digits Recognition (CNN)


Распознавание эскизов (CNN)


Вы рисуете эскиз, а модель пытается его распознать. Этот эксперимент похож на предыдущий из раздела MLP, но на этот раз модель использует CNN.



Handwritten Sketch Recognition (CNN)


Камень-Ножницы-Бумага (CNN)


Вы играете в камень-ножницы-бумагу с моделью. Этот эксперимент использует CNN, натренированную с нуля.



Rock Paper Scissors (CNN)


Rock Paper Scissors (MobilenetV2)


Вы играете в камень-ножницы-бумагу с моделью. Эта модель использует трансферное обучение, основанное на сети MobilenetV2.



Rock Paper Scissors (MobilenetV2)


Распознавание объектов (MobileNetV2)


Вы показываете модели ваше окружение (используя камеру ноутбука или телефона), а модель пытается определить предметы на видео и распознать их. Эта модель использует сеть MobilenetV2.



Objects Detection (MobileNetV2)


Классификация изображений (MobileNetV2)


Вы загружаете изображение, а модель пытается его классифицировать в зависимости от того, что она "видит" на картинке. Модель использует сеть MobilenetV2.



Image Classification (MobileNetV2)


Эксперименты с рекуррентными нейронными сетями (Recurrent Neural Networks, RNN)


Суммирование чисел


Вы набираете выражение (например, 17+38) и модель предсказывает результат (например 55). Интересность этой модели заключается в том, что она воспринимает выражение на входе, как последовательность символов (как текст). Модель учится "переводить" последовательность 11717+17+317+38 на входе в другую текстовую последовательность 55 на выходе. Считайте, что модель скорее делает перевод испанского Hola в английское Hello, чем оперирует математическими сущностями.



Numbers Summation


Генерация текста в стиле Шекспира


Вы начинаете поэму как Шекспир, а модель пытается ее продолжить как Шекспир. Ключевое слово "пытается" .



Shakespeare Text Generation


Генерация текста в стиле Wikipedia


Вы начинаете печатать Wiki статью, а модель продолжает.



Wikipedia Text Generation


Планы


Как я упомянул выше, главная задача репозитория — быть тренировочной площадкой, песочницей для обучения машинному обучению (привет, каламбур ). Поэтому в планах — продолжать учиться и экспериментировать с различными задачами в области Deep Learning. Такими интересным задачами могут быть:


  • Определение эмоций
  • Перенос стиля
  • Машинный перевод
  • Генерация изображения (например тех же написанных цифр)
  • и пр.

Другой интересной возможностью является более тонкая настройка уже имеющихся моделей, чтобы сделать их более точными. Мне кажется это может дать более глубокое понимание того, как преодолевать переученность/недоученность моделей и как поступать в случаях, когда точность модели застревает на 60% для тренировочных и валидационных данных и не хочет больше улучшаться.


В любом случае, я надеюсь, что вы найдете что-то полезное и интересное в репозитории в контексте обучения машинных моделей, ну или по крайней мере обыграете компьютер в камень-ножницы-бумагу.


Успешного обучения!

Tags:
Hubs:
+12
Comments5

Articles

Change theme settings