Pull to refresh

Проблема Linux — в плохом маркетинге

Reading time6 min
Views12K
Original author: Bryan Cockfield


Классический культовый фильм «Офисное пространство» язвительно критикует жизнь программистов в ферме из кубиклов, и часто очень точно отображает реальность, иногда даже ненамеренно. Примером одного из таких случаев служит Том Смыковски, персонаж, чья работа заключается в том, чтобы «разбираться с клиентами, чтобы этого не приходилось делать программистам». В фильме вся роль Тома сводится к этому краткому определению, но на самом деле его роль крайне важна для большинства реальных предприятий, полагающихся на работу программистов, делающих их ключевой продукт.

У инженеров и программистов могут быть трудности при общении с клиентами, и часто у них просто нет времени (и желания) с ними взаимодействовать. Клиенты могут испытывать раздражение от попыток понять программистов или чётко донести до них свои идеи. Наличие такого человека, как Том Смыковски, часто необходимо для того, чтобы закрыть этот разрыв и сгладить все углы, но в мире Linux существует слишком мало таких Томов. Клиентам, или пользователям, во многих ситуациях приходится напрямую вести дела с программистами, и результаты оказываются неудовлетворительными с точки зрения представителей обеих групп. У Linux есть проблема с маркетингом, и ему нужно маркетинговое решение, если он хочет увеличить долю рынка в мире ПК.

Если вы когда-нибудь забирались в разнообразный и многоплановый мир Linux глубже, чем установка готовых сборок типа Ubuntu или Mint, вы наверняка встречали человека, утверждающего, что Linux правильно называть GNU/Linux, или разглагольствующего об опасности двоичных блобов, или ещё о какой-то из длинного списка тем. И любой из аргументов может быть правильным – однако он способен мгновенно отвратить человека, просто пытающегося подобрать себе качественное ПО, и пока ещё не заботящегося о всяких нюансах, или FOSS, или мотивации людей, причастных к созданию программ. Конечно же, этих разработчиков и программистов необходимо восхвалять и уважать за созданные ими творения, но от них нельзя ожидать правильного подхода к рекламе этих продуктов, поскольку они не маркетологи. Они тщательно и страстно хранят различные мнения по вопросам, связанным с ПО, но это нельзя считать хорошим способом взаимодействия с внешним миром. Ключевой проблемой тут служит то, что люди, прекрасно разбирающиеся в этой теме, часто испытывают проблемы в донесении своих знаний до широкой общественности, и им нужна помощь.

2099: Год Linux на настольных компьютерах


Давайте попробуем глубже разобраться в этой проблеме и её связи с Linux, и посмотрим на общую статистику использования ОС. На рынке настольных компьютеров и ноутбуков 87% принадлежит Windows, за ней плетётся macOS с 10%, и Linux с долей менее 4%. Microsoft и Apple располагают огромными рекламными бюджетами и имеют преимущества крупных корпораций. Однако если мы посмотрим на системы, продажи которых не полагаются на рекламу, к примеру, заглянем в миру суперкомпьютеров и серверов, то там будет доминировать Linux. Практически 100% суперкомпьютеров сегодня используют Linux. Можно по-разному определять понятие «веб-сервера», и доля Linux на них варьируется от 70% до 98%, в зависимости от того, считаем ли мы облачные сервисы и поддомены – однако в любом случае, большая часть веба работает на Linux. Даже на смартфонах доминирует Android на базе Linux: 65% этих устройств используют его, 20% используют iOS, а остальные представляют собой смесь из постепенно исчезающих Blackberrie, Windows Phone и других.

Из этих цифр мы можем сделать вывод, что в работе в системе Linux есть какие-то свои преимущества. Она доминирует не только в тех случаях, когда требуются только сами вычислительные мощности, как в случае с суперкомпьютерами или веб-серверами – у неё должны быть какие-то эффективные способы обеспечивать работу персональных компьютеров, иначе ОС Android не была бы такой популярной системой для смартфонов и планшетов. Следовательно, по логике выходит, что Microsoft и Apple доминируют в мире настольных компьютеров потому, что за их продуктами стоят рекламные отделы, обеспечивающие клиентам комфортабельную прослойку между ними и инженерами с программистами, работающими в этих компаниях. Всё это заглушает сообщения о самом существовании Linux в мире персональных компьютеров.

Вы не справитесь с Linux


Чтобы дать пример того, какое раздражение иногда может вызывать борьба с жаргоном мира Linux, взгляните на Puppy Linux – версию Linux, специально предназначенную для работы с подключаемого носителя или на старом оборудовании. Она существует с начала 2000-х, поэтому не является новичком. Её основные свойства – малый размер и возможность сохранять состояние на том носителе, с которого её запускали, хранить все настройки и файлы между перезапусками ОС и разными машинами.



Процесс установки не очевиден, несмотря на возраст ОС, и требует двух отдельных сменных носителей или одного вкупе с компьютером, где уже установлен Puppy. Казалось бы, на сайте, распространяющем ОС, должны быть какие-то инструкции или ссылка на них. Вместо этого на главной странице расположен, по сути, трактат о том, что Puppy Linux не является дистрибутивом в обычном смысле, и техническое описание того, что можно и что нельзя считать дистрибутивом Linux.

Сбивает с толку то, что под этими рассуждениями даны ссылки под названием «Официальные дистрибутивы». Прекрасный пример слишком тесного взаимодействия пользователей и инженеров. Это как если бы нам пришлось прослушать лекцию об отличиях между отвёртками Phillips и Torx перед тем, как получить возможность использовать отвёртку для простейших манипуляций. Сначала нам надо понять, как установить и использовать программу, а уже потом, разобравшись с этим, мы сможем исследовать её нюансы и идеологию.

Конечно же, мы набросились на Puppy Linux, чтобы привести пример, однако эта тенденция не является редкой в мире Linux. С другой стороны, контрпример того, как может сработать, и сработать хорошо даже простейший буфер между пользователями и разработчиками, можно найти в компании Canonical, управляющей распространением Ubuntu. Их домашняя страница информативна, легка для понимания, не замусорена жаргоном. Страницу для скачивания легко найти, как и все инструкции по установке. Там тоже есть определённые недочёты — к примеру 64-битные версии ОС обозначены, как «AMD», хотя способны запускаться и на процессорах Intel – это реликт тех забытых времён, когда 32-битные процессоры были нормой. Тем не менее, это прекрасный пример того, каким беспроблемным может быть дистрибутив, когда между создателями ПО и его пользователями находится группа людей, понимающих нужды и желания других людей, и работает прослойкой наподобие Тома Смыковски.

Проблема в выборе


Часть проблемы состоит в том, что Linux и большая часть его ПО – свободна и открыта. Это может быть сильной стороной, когда речь идёт о качестве ПО, гибкости и настраиваемости, но может быть и слабостью, поскольку не даёт дохода для финансирования рекламного отдела, который мог бы решить ключевые проблемы коммуникаций между потенциальными будущими пользователями и создателями ПО. Canonical, Red Hat, SUSE и другие работают с переменным успехом, но это иллюстрация другой проблемы: раздробленная природа ПО с открытым кодом фрагментирует не только ПО, но и его ресурсы.

Представьте, что существовали бы сотни версий macOS, о которых должны были бы узнать все пользователи Apple перед тем, как решить, какая из них лучше подходит для их нужд. Но Apple поддерживает единство, что с точки зрения пользователя хорошо. А ещё годовой бюджет Apple составляет $71 млрд против $6,2 млн у Canonical, что тоже не вредит Apple и ещё сильнее подчёркивает факт важности наличия бюджета на маркетинг и его размера.



В своих выводах я использую несколько предположений, а именно – что «сообщество Linux» является монолитным блоком, а не разрозненной конфедерацией людей, имеющих определённые интересы в мире компьютеров, часто не связанные с ОС. Не существует единой точки контакта для всего, что связано с Linux, и из-за этого довольно сложно проводить обобщения, касающиеся всего сообщества. В частности, у сообщества Linux нет единой «цели», и, возможно, ни у кого из его членов нет никакого желания заиметь 1-2% доли рынка персональных компьютеров.

Как инженер-электрик, у которого иногда возникают трудности с указателями при работе с кодом, я нахожусь на задворках описываемого сообщества. Однако вся эта критика идёт от уважения и восхищения всеми, кто дал мне возможность использовать бесплатный софт, даже если иногда мне с трудом удаётся в нём разобраться. Я полностью перешёл на Linux с тех пор, как сменил XP на 5.10 Breezy Badger, и с удовольствием оказался бы в мире, где меня не запихивают в корпоративный ад ОС Windows только потому, что большинство пользователей знает, как использовать Windows.

Я думаю, что это может реализоваться при наличии связной маркетинговой стратегии, но для этого будет недостаточно одних лишь страстных эссе на тему «свободное ПО и свобода» или о том, как правильно произносить «GNU» или преимуществ Gentoo перед Arch. Это произойдёт только, если кто-нибудь сможет сплотить все эти разрозненные группы вокруг связной и простой идеи, и продать её общественности. Нам нужен кто-нибудь, кто сможет превратить нечто вроде Jump to Conclusions Mat в миллионы долларов [отсылка к смехотворной бизнес-идее одного из персонажей фильма «Офисное пространство» / прим. перев.].
Tags:
Hubs:
If this publication inspired you and you want to support the author, do not hesitate to click on the button
+5
Comments82

Articles