Pull to refresh
Veeam Software
Продукты для резервного копирования информации

Почему сотрудники возвращаются? Истории уходивших и вернувшихся

Reading time9 min
Views12K


Если достаточно долго проработать в одной компании — например, восемь лет (как я, хаха) — неизбежно возникнет желание сходить посмотреть, что же находится по ту сторону привычных стен. Бывает, сядешь на офисной кухне, нальешь чаю и начнешь размышлять о том, что где-то, наверное, и задачи интереснее, и печенье вкуснее, и рост карьернее, и вообще пора бы уже двигаться куда-то к новым горизонтам…А в этот момент заходит человек, которого каких-то полгода назад провожали как раз к тем самым новым горизонтам, а он угощал всех пиццей, обещал писать и смотрел на всех с некоторой долей превосходства. Мол, я-то двигаюсь как-то. На новую работу перехожу! Меня теперь такое ждет, ух!

И тут — здрасьте, приехали! Опять он здесь! А как же новые горизонты и ух?

Подойдешь к такому человеку, спросишь, что да как, а он расскажет тебе веселую или печальную историю о том, где он был, что там видел, и почему же решил вернуться. И таких вернувшихся в петербургском офисе Veeam набралось аж двадцать один человек из самых разных отделов — от разработки до маркетинга. Поговорив с ними, я решил изложить услышанное в виде статьи, как-то суммировать их опыт, а заодно попробовать разобраться, почему же люди решают вернуться.

“Работать в нашей компании — большая честь”




Начнем с истории Кати — сотрудницы нашей службы техподдержки. Сейчас Катя выполняет в саппорте функции операционного менеджера, а также тимлида команды эскалации, но был момент, когда ей подвернулся шанс полностью поменять сферу деятельности и попробовать себя в мире, где крутятся огромные инвестиции, бетономешалки мешают бетон, а по офису ходят серьезные взрослые дяди с тяжелыми как этот самый бетон взглядами и такими же крепкими рукопожатиями.

Катя не из тех, кто упускает шансы, да и интересно же посмотреть, что происходит за пределами IT-индустрии! Поэтому она взяла да и ушла в строительный бизнес. Впрочем, работать непосредственно с серьезными взрослыми дядями, к которым принято обращаться исключительно как “Артур Владленович” или “Степан Сергеевич”, ей практически не пришлось — она устроилась в модный молодежный отдел, который был создан в этой компании и выглядел как стартап, взращенный в недрах большой корпорации. Но даже там разница между IT компанией и не-IT ощущалась весьма отчетливо.

Во-первых, в той организации отношения между руководством и подчиненными оказались куда более иерархическими и строгими. Это в IT-компании вы, как правило, можете без особых проблем зайти в кабинет к своему начальнику и поговорить с ним о любом интересующем вас вопросе. А вот на пути к Артуру Владленовичу вас сперва ждет “предбанник” с секретарями, затем надо войти “как полагается”, скромно потупить взор, разумением своим не смущать начальство и все такое прочее. И никаких этих ваших хипстерских “приветов”, “Миш, а я вот думаю...” и прочей неформальщины в общении с людьми, у которых в графе “должность” прописано слово “директор”.

Во-вторых, там пришлось столкнуться с бюрократизацией всего и вся, когда ты понимаешь, что вопрос решается за десять минут, но все равно должен пройти семь кругов ада, собрать шесть согласований, сделать пять телефонных звонков разным людям, и, может быть, недели через две желанное решение будет получено. Отдельно стоит отметить необходимость звонить по любому поводу, потому что электронная почта в таких компаниях до сих пор считается малонадежным средством связи, и только старый добрый телефон (желательно дисковый) никогда не подведет. Айтишники-интроверты в шоке!

В-третьих, там был жесткий график, когда работать надо строго по часам, хотя нет никакого разумного объяснения, почему сотруднику, не связанному с прямой работой с клиентами, надо обязательно прийти в 9:00, а приход в 9:20 уже чреват штрафными санкциями. Просто “у нас так полагается”.

Все эти различия в целом можно свести к тому, что во-первых, это другая сфера — строительство, где работают с, так сказать, материальными объектами, а также ломают копья в битвах за тендеры и заказы и несут очень большую ответственность. Во-вторых, в компании работали преимущественно люди старшего возраста, принадлежащие к тому самому поколению X, которое с недоумением смотрит на выходки поколений Y и Z. А другое поколение — это другие ценности. Подобные компании функционируют по выработанным годами строгим правилам, и попытки изменить это в сторону айтишной “модности и молодежности” обычно встречаются в них недоумением и сопротивлением, так как бизнес этот жесткий, суровый и управляется совсем другими людьми, нежели рулят в IT-индустрии. Кто работал в подобных местах, знает, что в крупных российских корпорациях наблюдается невероятная ригидность, и чтобы такие структуры кардинально менять, придется половину старого состава уволить, потому что переучить их на другой лад просто не получится.

В итоге Катя вернулась в Veeam, хотя решение это далось ей нелегко. Она переживала, что нельзя войти в одну реку дважды, и воспринимала возвращение как в некотором смысле поражение. Но в команде техподдержки были только рады снова ее увидеть, а за время работы в строительном бизнесе у нее накопилось большое количество энергии и идей, которые она тут же бросилась реализовывать, например, организовала хакатон, отчет о котором можно прочитать вот здесь. Может быть, в будущем Veeam тоже закостенеет и превратится в неповоротливого корпоративного динозавра, где инициативы внедряются со скрипом и сопротивлением, но сейчас, в фазе активного роста, у любого сотрудника есть возможность себя проявить и развиваться как вертикально, так и горизонтально.

Из положительных сторон опыта работы в крупных производственных компаниях можно отметить, например, понимание того, как нужно выстраивать процессы. Так, Александра — одна из наших вернувшихся сотрудниц HR — уходила в свое время аж на самый настоящий пивоваренный завод и говорила, что как раз с точки зрения процессов и процедур там все было отлажено, выверено и работало как часы. В то время как модные молодежные айтишники пытались разгрести царящий у них хаос и изобретали для этого всевозможные велосипеды и костыли, там уже сто лет как все придумали, упорядочили и организовали.

— Почему же ты там не осталась? — спросил я.
— А у них там все циклично, понятно, медленно и… скучно. — ответила она, — У нас-то тут движуха, мы постоянно куда-то бежим, меняем старое, изучаем новое, и все это очень затягивает. А там поди попробуй что-то поменять… В общем, у нас есть свобода и возможность что-то делать, вносить какие-то изменения, как-то влиять. Поэтому я и вернулась, но вот это видение того, как можно организовать какие-то вещи, оказалось очень ценным.

На вопрос про сомнения по поводу возвращения она ответила, что мало того, что у нее не было никаких сомнений, так она еще и сманила в Veeam одну из коллег с той работы!

Ну, а закончить череду отзывов о крупных российских компаниях вне IT-сектора я хотел бы прямой неотцензуренной цитатой нашего дизайнера, имевшего “счастье” поработать с одной большой и сказочно богатой российской корпорацией:
“Кошмарный микроменеджмент, вкусовщина и тотальный провал в тайм-менеджменте. Непонятно, как вообще у этих людей выстраивается работа, и как они функционируют.”

Немножко противоречит предыдущему высказыванию про выстроенные процессы, но что поделать. Разные места, разные отделы, разные люди.

Такое разное IT




Окей, с большими компаниями вне индустрии информационных технологий более-менее разобрались, а как там у других айтишников дела?

Справедливости ради, сразу скажу, что нашелся человек, который на вопрос о том, чем его промежуточное место работы отличалось от Veeam, ответил: “Ничем. Примерно те же люди, примерно те же задачи. Разве что офис чуть попроще.” Но были и более интересные истории.

Например, у нас есть тимлид в команде разработки (С++ и С#) по имени Миша и, отработав в Veeam несколько лет, он решил проверить свою профессиональную востребованность и попробовал устроиться в одну из крупнейших российских IT-компаний (ту самую, куда многие мечтают попасть). Миша прошел череду собеседований и тестовых заданий, и его взяли! Сбылась мечта — теперь он работал в компании с громким именем. Это работая в Veeam, приходится каждый раз объяснять, чем мы тут вообще все занимаемся, а если вас взяли туда, то достаточно небрежно назвать То Самое Имя, чтобы вызвать вокруг себя восторженные вздохи.

Однако, проработав чуть больше года, Миша вернулся обратно. И дело не в том, что в той компании оказалось плохо, просто там оказалось совершенно по-другому. И тут самое время поговорить о разнице между энтерпрайзом, выпускающим B2B-решения, и компанией, разрабатывающей сервис для конечного пользователя.

Итак, Veeam — это энтерпрайз, а это значит: большие релизные циклы, планирование и сроки. Много времени уделяется глубокому пониманию продукта и своего кода, очень важно выловить все баги и вообще знать, как и что работает, потому что в В2В выкатывать сырой продукт нельзя — клиенты за такие фокусы живо уйдут к конкурентам.

А на новом месте Миша столкнулся с совсем другим походом. Там занимались разработкой сервисов для массового пользователя, и выдавать что-то новое нужно было почти каждую неделю, причем в режиме форсажа. Больше функционала богу функционала! Даешь максимум золота за минимум времени! Это приводило к хроническим переработкам, высокому темпу, большой загруженности и отсутствию четкого понимания, когда это закончится. Практически как работа на конвейере, когда задачи идут сплошным потоком, и нет ощущения завершенности, как нет и баланса между работой и жизнью, при котором у людей за пределами офиса есть другие увлечения. Великолепное место работы для увлеченных фанатов своего дела, готовых отдавать профессии 146% самих себя (я знаю немало таких людей, и они — отличные ребята), но если ваш стиль жизни подразумевает что-то помимо профессиональных задач и редких отпусков (в которых вы также будете работать, только в меньшем объеме) — подобная организация рабочего процесса может стать серьезным препятствием.

Еще одним отличием оказалась ротация сотрудников. Миша привык к тому, что команды разработчиков спаяны общими проектами. Это люди, которых вы знаете, вы с ними с первого релиза вместе и за все, что вы делаете, отвечаете тоже вместе. В новой же компании сотрудников часто перекидывали с одного проекта на другой, вследствие чего крепкие и устойчивые команды просто не успевали сформироваться и сработаться. Все это создавало ощущение некой временности и нестабильности. Будто все пришли в компанию на время, проработать какой-то период, выжать из нее, что можно, пока она выжимает, что может из тебя, и уйти куда-то в прекрасное далеко, позвякивая в кармане золотыми гульденами и закрашивая появившиеся от бессонных ночей седые пряди.

Спустя год Миша все взвесил и решил, что размеренный темп энтерпрайза, основательность и надежность подходят ему больше, чем азартная погоня за максимумом фичей в минимум времени, несмотря даже на манящий блеск золотых гульденов. И он вернулся обратно.

Cледующий “возвращенец” из другой IT-компании — специалист отдела интернет-маркетинга Влад, который пришел к нам еще будучи студентом, и Veeam был его первым местом работы. Ну, тут сам бог велел пойти посмотреть “как там на воле”! И Влад сходил, чтобы вернуться уже через три месяца. В качестве той самой “воли” выступила одна из питерских IT-компаний, занимающаяся разработкой web-платформы.

— Так что же там оказалось не так, что ты так быстро от них слинял? — спросил я. — О них вроде неплохо отзываются.
— Там совсем по-другому организован рабочий процесс — ответил Влад, — Вернее сказать, не организован. Я привык, что ты четко знаешь, что нужно сделать, чтобы получить какой-то результат. Ты знаешь, к кому обратиться, что почитать, какой процедуре следовать, и так далее. Я бы сказал, что отдел интернет-маркетинга у нас — вообще идеальное первое место работы, потому что ты учишься, как должен быть организован рабочий процесс. А там никакого четкого процесса не было — все просто бегают, суетятся, ничего непонятно. Пойди туда, не знаю куда, короче. В итоге куча времени уходит впустую, приходится задерживаться, начинаешь нервничать, и все такое прочее. В общем, через три месяца я понял, что их стиль мне не подходит, и пошел проситься обратно.

Увы, никто из сотрудников не уходил в геймдев или к оборонщикам. Представляю, какие бы сочные истории принесли оттуда. Но если кто-то вдруг появится — запилим с ним отдельное интервью! Среди других причин возвращения были еще такие: кому-то новый работодатель наобещал управленческих позиций и амбициозных задач, а в итоге не дал ни того, ни другого. Кто-то оказался в компании, где с задачами вообще было туго, а смотреть весь день ютуб быстро надоело. Девушка, работающая системным администратором, уходила на сложный и интересный проект, но как только он закончился, оказалось, что других таких же задач больше не предвидится, а те, что остались, были откровенно унылы.

Под занавес расскажу про свой личный опыт. За восемь лет работы я сам, разумеется, ходил на собеседования в другие места — хотя бы даже, чтобы не терять тонус — и видел, что там предлагают и как там придется работать. Например, на собеседовании в одну крупную госконтору потенциальный руководитель сказала:

— Нашу работу я бы описала так: представьте себе, что вы едете в поезде, который опаздывает, и при этом горит. Вот мы все здесь каждый день едем в этом горящем поезде!

Звучит завлекательно, не правда ли? Эй ребята, не хотите прокатиться в горящем поезде? У нас тут нормальным считается писать рабочие письма в четыре утра, ежедневно сидеть с восьми утра до десяти вечера и при этом мы все равно ничего не успеваем, хаха! Э — эффективность!

Складывается впечатление, что у всех сотрудников там выработался “стокгольмский синдром”, и они всерьез считают, что люди только и мечтают работать в подобном режиме.

Подводя итог


Как видите, поводы уйти от нового работодателя (или вовсе не ходить к нему) были разные, но интересно, что люди решали потом вернуться в Veeam, а не отправлялись к очередным новым горизонтам. Поэтому, в конце интервью я у всех спрашивал:
— Почему вы решили вернуться? Почему не попробовали уйти куда-то еще?

И, отвечая на этот вопрос, все говорили примерно об одном и том же (сейчас будет эдакая минутка рекламы Veeam, но мы же в корпоративном блоге, тут полагается):

  • Профессиональный и дружный коллектив — об этом сказали вообще все, употребляя такие слова как “семья”, “друзья”, «второй универ» и прочее.
  • Есть ощущение стабильности и надежности. Одна девушка даже охарактеризовала это как “есть ощущение, что я здесь старость встречу, в хорошем смысле”.
  • Интересные задачи, возможность что-то менять и как-то влиять на положение дел.
  • Есть куда расти и у кого учиться.

Что же касается меня, то после того как я поговорил со всеми ушедшими и вернувшимися, у меня поубавилось желания менять место работы только потому что “засиделся”, а те прекрасные картины, которые я себе рисовал до этих интервью, померкли и стали ближе к реальности. В общем, на сегодня я для себя сделал такой вывод: надо ценить своих синиц и выбирать правильных журавлей, друзья мои, ибо неправильные могут завести вас в горящий поезд, на конвейерную ленту или на завод тяжелых станков и судеб, а оттуда поди еще потом выберись.

И на этой радостной ноте я заканчиваю эту статью.

Хотя нет, еще одна вещь напоследок.

Если вам стало интересно, и вы смелый, ловкий и умелый, то список вакансий Veeam можно найти здесь — careers.veeam.ru.

Теперь точно все.

До новых встреч, ребята и девчонки!

UPD: Кстати, поделитесь, много ли людей возвращалось у вас в компании? Интересно узнать, насколько это вообще распространенная практика.
Tags:
Hubs:
+5
Comments22

Articles

Change theme settings

Information

Website
veeam.com
Registered
Founded
Employees
1,001–5,000 employees
Location
Швейцария