Pull to refresh

Comments 99

Создание MicroLED-дисплеев – чрезвычайно сложный процесс. В зависимости от размера экрана, они могут содержать миллионы отдельных пикселей

Экраны и сейчас содержат миллионы пикселей.
Тоже не понял. 420-480 ну куда уже больше и зачем? Может как-то по цветам более яркие и насыщенные?
Дисплей в 480 пикселов? Это разрешение 20×24 пиксела?
Но в тексте ни про какое “per inch” не говорится, говорится «Создание MicroLED-дисплеевони могут содержать миллионы отдельных пикселей».
UFO just landed and posted this here
В фулХД дисплее 2073600 отдельных пикселей. Больше Двух МИЛЛИОНОВ пикселей! Прямо у меня на столе стоят уже несколько лет, и даже лежали в кармане несколько лет назад.
Тсс… слово «миллионы» можно продавать снова и снова.

В нашем новом революционном смартфоне содержатся миллиарды байтов. Миллиарды транзисторов. Миллиарды миллиардов !!!111одинодин
Секретная фабрика Apple в Санта-Кларе. Март-2018

Настолько секретная, что ее фото есть в открытом доступе.
Ага, забудьте что вы ее видели инача вас самого засекретят =)
Секретно было, что это фабрика. А сейчас секретно, что на ней происходит.
Больше всего интересного в этом деле — как Эппл собирается выжать как можно больше из потраченных денег на разработку этой технологии до того, как ее освоят конкуренты. Фактически есть всего два варианта — запатентовать, но тогда другие точно будут знать что делать и дело будет только в нюансах, чтобы обойти патентные ограничения. Либо держать в секрете, но тогда за дело возьмется реверсинжиниринг, шпионаж и рано или поздно конкуренты докумекают, как оно устроено.
Обидно, что в этом случае конкуренция не является чем-то хорошим — компании- конкуренты потратят миллиарды баксов каждая на разработки одних и тех же технологий, а нам, как покупателям, за это платить.
Реверс-инженирингом технологию производства не вскроешь.
Не понятно что патентовать, если Samsung уже сделал экраны на MicroLED.
Самсунг сделал, Эппл запатентовал. Light up to inform — чем не патент?
Технологию MicroLED как таковую придумал не Samsung:
Inorganic semiconductor microLED (µLED) technology was first invented in 2000 by the research group of Hongxing Jiang and Jingyu Lin of Texas Tech University while they were at Kansas State University.

Запатентовать можно конкретную реализацию. Та же Sony уже выпускала образцы MicroLED-дисплеев под маркой «Crystal LED Display».

Нет таких проблем. Порог вхождения в производство — запредельные бабки. Основной потребитель продукции, являющийся лакомым куском для любого производителя — сам аппле. Таким образом, если аппле открывают собственное производство, все остальные отсекаются автоматом.

В Kindle Paperwhite уже как несколько лет нормальный, ничем не уступающий по разрешению и четкости бумажной печати, E-ink.

К нормальной бумаге E-ink до сих пор и близко не подобрались.

Если сейчас экран айфона 8 плюс 1920 на 1080, то новый будет 19200 на 10800. Наконец-то можно будет смотреть фильмы IMAX на телефоне без потери качества:)
Самое смешное, что для вывода графики в таком разрешении понадобится очень мощный во всех смыслах видеочип, и далеко не факт, что к тому времени сумеют создать GPU для работы с таким разрешением, укладывающийся в разумные нормы энергопотребления. Даже с WQHD до недавних пор были проблемы (у меня LG G4 с такой проблемой). Разве что будут апскейлить по-хитрому.
Высокое разрешение важно для текста, а для игр можно и апскейлить.

В 6 ведроиде тормоза прошли. И да, там встроенная кнопка в параметрах батареи, включает ну как минимум удвоение пикселей. Как и сони с 4к экраном

Сверхвысокое разрешение можно использовать для повышения динамического диапазона, с 8-битного цвета до более высоких значений (4 8-битных пиксела можно воспринимать как один 10-битный). А также для получения идеально четких символов.

Сарказм понятен, но ключевой момент новой технологии повышение яркости дисплея при том же самом (меньшем?) потреблении, остальное чистый маркетинг. Хотя об этом говорить пока рано, нужно ждать пару лет, чтобы увидеть результат.
Это ж Эппл =)
На 30% тоньше!
На 40% дольше!
На 146% оргазмичнее!
Что только не делает эппл, лишь бы ёмкость аккумулятора не увеличивать.
Ее никто пока что не может увеличить, ибо десятки лет в производстве батарей не было прорыва
ммм… сделать телефон на 1 (о боже мой, 2?) мм толще? да, им не получится после этого сделать бутерброд, но он будет жить 2 дня под полной нагрузкой и 4-5-10 при умеренной?
У вас есть айфон?

Если да, то значит не следите просто. Посмотрите как-нибудь параметры толщины айфонов начиная с 6 и далее. Например, 8+, что у меня, заметно толще и тяжелее 6+,6s+,7+ айонов. Та же ситуация и с «не плюс» моделями. А десятый так вообще почти как плюс весит и очень толстый.
Шутки — шутками, но должны быть актуальными.
А вот если судить по новостям, то только в 2018 уже было несколько прорывов.
Что Вы подразумеваете под прорывом? Аккумуляторы должны одномоментно стать в 2 раза большей емкостью и мощностью при таком же объеме?

Ну с процессорами работает закон Мура, ну или работал, пора уже и в данном направлении развивать технологии

Так они развиваются, за 10 лет в ~4 раза увеличилась емкость при том же объеме и мощности. Да, это не разово увеличилось в х4 раза или 2 раза по х2 раза, но по-моему очень даже прорыв.
Что-то не заметил я такого… Максимум процентов на 30 возросла удельная ёмкость литиевых батарей за последние 10 лет.
Литий-ионных? Это вы по чему смотрите? 10 лет назад банки 18650 ёмкостью около ~1.2А·ч вполне в ходу были, а сейчас средняя ёмкость ближе к 3А·ч.
15 лет назад уже 2200 мА*ч 18650 были…
Вот пруф.
И сейчас в моём свежем повербанке, если верить китайцам, стоит 18650 на 2200 мА*ч.
Соглашусь, что тогда это был максимум, а сейчас — минимум. Но речь уже не о десяти, а о пятнадцати годах. И даже за 15 лет ни о каких «в ~4 раза увеличилась емкость» речи не идёт: тогда максимум был 2,2 А*ч, сейчас — 3,5, т.е. только 60% рост.
Ну, во-первых, у нынешних банок ёмкость по 3500и выше бывает. Во-вторых, удельная ёмкость выше не у банок, а у литий-ион-полимерных аккумуляторов, которые 15 лет назад не очень в ходу ещё были.
Это же золотое дно для ВР-шлемов/очков.
Сейчас в шлемах все упирается в то, что пикселы слишком крупные, и неплохо бы увеличить разрешение при неизменных размерах матрицы. Ну, может не все, но это одна из проблем которую нужно решить.
Поправьте если я не прав.
Сейчас все упирается скорее в то, что рядовая видеокарта не способна поддержать высокое разрешение и при этом не просесть по фпс (к которому ВР очень требователен). У меня 2*970, что сильно выше среднего, но фпс лишь около 30-40 в DK2. Даже 2К уложили бы мои видеокарты на лопатки, не говоря уже о 4К+ :(
Уже была по идее рассылка пред оплаченных Pimax 8к VR шлемов(правда не понятно какое там реальное разрешение и частота обновления).
Для Pimax 8к X 90Hz они говорят нужна GTX1080ti, а то и парочка таких.
Но эта версия шлема начнет поставляться в мае(не раньше как минимум)

DisplayPort 1.4 даёт 32.4 Gbit/s и можно использовать больше одного.

У них там один из модулей делает шлем беспроводным. Как такой поток передать вопрос еще более актуален.
К первой версии Pimax 4k тоже были вопросы. Вроде как там не полноценные 4к.
Подождем отзывы на массовую версию.

1080ti едва хватает для текущих шлемов, если параметры графики выставить получше и включить суперсэмплинг.
Без foveated rendering наращивание разрешение VR дисплея сейчас просто не имеет смысла.

UFO just landed and posted this here
Разрешение там afaik — 2 x 3840x2160 что они очень маркетингово называют «8K»
В рядовую видеокарту упирается далеко не «всё»

Например, при хорошоей плотности пикселей можно в AR/VR рендерить небольшую область, но с четкостью на уровне десктопных дисплеев
Тогда нужно делать слежение за направлением взгляда(а в идеале еще и за фокусом следить)
Оптимизировать там еще конь не валялся.
Наконец-то можно будет смотреть фильмы IMAX на телефоне без потери качества:)

Интересно, насколько близко для этого их нужно будет держать от лица?
Минимальное расстояние, доступное мне без применения очков — 12-15 см. Если мы примем разрешение глаза за запредельные 0,25 минуты (на самом деле вчетверо хуже), это будет соответствовать 120 мм * tan (0.25') ~ 9 мкм — округлим до 10 мкм. Если по длинной стороне размер экрана будет 10-12 см, то число пикселей получается: 0,1 м / 1E-5 м = 10000. То есть хватит даже вдвое меньшего разрешения. :D А ведь я ещё вчетверо завысил разрешающую способность. Собственно ретина уже давным давно подошла к этой границе и на 12 см не видно даже 1920 пикселей, не говоря уж о вдесятеро большем их количестве.
То есть держать экран придётся в паре сантиметров от глаз, чтоб всё это супер-разрешение не пропадало даром. :D
И, как справедливо подметил inferrna, все эти пиксели потребуют питания и обсчёта того что на них собственно показывать. :)
Как правильно заметили выше, высокое разрешение так же хорошо и для чтения текста. На расстоянии 30-40 см я и мои знакомые видим что мелкий текст «мылиться».
Да, кому-то удобнее читать большие буквы, а кому-то открывать полноразмерную страницу хабра целиком. Всё же хорошо когда есть выбор.
> На расстоянии 30-40 см я и мои знакомые видим что мелкий текст «мылится».
На сотовом телефоне? Но ведь там размер пикселей, как я уже прикидывал 0,06 мм. Что уже меньше разрешающей способности глаза на расстоянии больше 10-15 сантиметров. Так что тут скорее не в дисплее причина.
Кстати, стало любопытно, смогу ли я (и остальные) на дисплее с 428 ppi увидеть отдельные линии в мире, быстренько состряпанной вручную.
Квадраты идут в порядке:
ЧБ — RGB — CMY
RC — MG — BY
RB — YG — CG
image
На мониторе компьютера линии легко различимы, хотя далеко не у всех удаётся разглядеть цвет.
Upd: Как я и думал, стоит отнести телефон на расстояние комфортного зрения ЧБ сливается в серый массив, на нижних картинках полосатость едва проглядывается даже при минимальном расстоянии и только на RGB с CMY полоски видны всегда. Сливаются они только если телефон совсем унести от лица.
Так что максимум можно удвоить разрешение, но удесятерять и даже учетверять нет совсем никакого смысла.

Ммм, технический подход. 2к экран, лини видны четко на любом расстоянии

Сейчас померял, когда открываю страницу гиктаймс на ipgone 7 plus, высота текста примрно 0.3 милиметра. Точнее сказать не могу, самый точный инструмент, который у меня сейчас есть — линейка.
Постоянно такой режим чтения я не использую, но вот если надо что-то быстро просмотреть или найти, очень даже удобно.
Спасибо за квадраты, на растоянии вытянутой руки, у меня сливаются последние 2 квадрата.
Осталось только дождаться процессоров, которые смогут обеспечить необходимую для такого разрешения экрана производительность
Очень правильное решение. Самсунги с оледами обнаглели — экран начинает синить через год, шим бешеная.
Ну может хоть эти выгорать не будут… Но Андроид на Иос я всё равно не променяю :)
Ну, то есть переобозвали по-своему экраны на квантовых точках — и теперь педалируют «только мы». :-D
Не только они, и уж точно они не первые.
Какие же это квантовые точки, это полноценные светодиоды, обычные (не вертикальные), на нитриде галлия, собраные в матрицу, распаянные особым образом, потом наносятся люминофоры синие, красные, зеленые. Вот в этих люминофорах уже могут быть квантовые точки, хотя скорее обычные итрий аллюминий гранатовые.
нну, может быть — но тогда от управления напряжением, как в QLED самсунга, придётся перейти к управлению током? Это заметно сложнее. Интересно. Ну, посмотрим.
QLED от Samsung сейчас — это обычный LCD, который бесконечно далёк не только от microLED, но и от обычного OLED.
Квартовые точки — это разновидность жидкокристаллических экранов, а MicroLCD — светодиодных. Это совершенно разные технологии работы экранов.

Вы что-то странное пишите. Если MicroLCD не жидкокристаллический дисплей, то почему у него в названии LCD, то есть Liquid Crystal Display?

Все, понял — должно быть не MicroLCD, а MicroLED.

со времени появления OLED в 2013 году.

WAT? С чего бы OLED появился в 2013?
Быстро состряпанная на коленке статья. Даже в Википедию поленились заглянуть.

Тут похоже «ловкость рук и вроде никакого мошеннечества» (возможно статья исправлена позже)


со времени появления в смартфонах OLED в 2013 году.

Т.е. для OLED — берут вывода на рынок в массовом производстве, а для MicroLED — успешных инженерных испытаний ^_^

Это такие же светодиоды как, например в LED лампах из икеи. Без изысков. Просто монтаж, сборка и корпусирование на микро уровне, доведено до состояния искусства.
Мне кажется, новость немного неверная. Apple купила компанию LuxVue, которая занималась mLED, уже 4 года как. Все это время и LuxVue и Apple подавали заявки на патенты. Более того, Samsung, LG также подавали заявки в этой области. Почему кто-то решил, что только сейчас компания решила производить дисплеи самостоятельно, мне не ясно. Также неясно, почему Samsung и LG должны вдруг испугаться этого.
А какой смысл уменьшат размеры пикселей дальше? Ведь уже сейчас невозможно рассмотреть отдельные точки на экране. Неужели просто цифры ради цифр?
Кстати, возможно. Очень тяжело рассмотреть разницу между двумя пикселями одного цвета, а вот если взять, напрмер синие и красные пиксели, и расположить в ряд, то вы сразу это заметите. Опять же, на мелких текстах это хорошо видно.
а вот если взять, напрмер синие и красные пиксели, и расположить в ряд, то вы сразу это заметите

Вы будите видеть границу цвета, которая будет так же и границей пикселя. Но увидите вы в первую очередь именно смену цвета.
Опять же, на мелких текстах это хорошо видно

Извините, можно узнать о каком размере текста речь? Просто на том который я использую, пикселей не видно, но уже не удобно читать при встряске(в транспорте). У меня со зрением все в порядке, просто мне интересно узнать смысл чтения миллиметровых букв.
Вы будете видеть границу цвета, которая будет так же и границей пикселя. Но увидите вы в первую очередь именно смену цвета
А что там ещё должно быть можно увидеть? Чтобы пикселы было видно на равномерной заливке одним цветом, это какого ж размера должны быть межпиксельные промежутки?
>А что там ещё должно быть можно увидеть?
Ну, то есть пикселей не видно, да? А видно переход цвета, который наблюдается и у физических объектах?
Извините, похоже я не до конца правильно выразился. Надо взять много линий, толщиной в 1 пиксель, разместить их одну за другой и сделать разного цвета. Чуть выше дали пример с квадратами и разноцветными линиями, вы можете себя проверить.
На iphone 7 plus, когда я открываю гиктаймся в полноэкранном режими, в декстопной версии, высота текста 0.3 мм. И да, я не читаю в таком режиме в транспорте, я обычно использую такой режим для быстрого поиска информации, либо быстрого просмотра, например документов в google.docs. В транспорте я пользуюсь читалками, там мне комфортно с 12 размером шрифтов.
UFO just landed and posted this here
Apple не использует «готовые» экраны. Большинство поставок для Apple это кастомные разработки, сделанные специально под заказ по спецификациям Apple. При этом Apple зачастую инвестирует в эти компании и владеет их акциями. Так же Apple сама лично закупает станки, производственные линии, конвейеры и прочее оборудование сотнями штук, которое устанавливается у производителя для производства заказов Apple, и находится в частной собственности Apple.
Такие бы экраны да в VR-шлемы… А то даже лучшие шлемы дают недостаточное разрешение.
Очень надеюсь, что эти дисплеи улучшат качество картинки в VR.
С уменьшением физического размера пикселя можно будет отойти от использования clear-type антиалиасинга (тот-самый, к-рый не поддерживается устройствами Apple и производит антиалисинг на «субпиксельном» уровне). Т.е. теперь (логический) пиксель будет состоять не из 3х(RGB) или 4х(RGBW), а из гораздо большего кол-ва субпикселей. Это принципиально упростит используемые алгоритмы антиалиасинга и улучшит итоговую картинку не создавая дополнительную нагрузку на ЦП и/или ГП

Наверное, вы имели в виду субпиксельное сглаживание шрифтов, одним из видов которого (не самым лучшим) является ClearType, а не антиалиасинг. И оно вообще-то поддерживается в macOS (сами устройства здесь вообще ни при чём), но по-умолчанию выключено по эстетическим соображениям. А, с приходом retina дисплеев на маки, стало совсем ненужно.


Антиалиасинг же — совсем другое дело и, с увеличением разрешения, в некоторых случаях проблема даже усиливается.

Любое сглаживание границ визуальных примитивов будь то границы 3хмерных объектов, просто прямые или кривые линии — это и есть antialiasing. Сглаживание границ символов в том числе методом cleartype — тоже является частным случаем всевозможных методов antialiasing-а. В этом плане я ничуть не ошибся.
По моему мнению учет физических параметров матрицы просто must-have для получения качественного результата сглаживания (что мы и наблюдаем при использование cleartype сглаживания правильно настроенного под конкретный дисплей). С увеличением разрешающей способности дисплеев данный подход становится все менее актуальным т.к. мы перестаём видеть столь незначительные артефакты. А при дальнейшем увеличении разрешающей способности вообще отпадёт надобность в сглаживании.
С увеличением разрешающей способности дисплеев данный подход становится все менее актуальным т.к. мы перестаём видеть столь незначительные артефакты. А при дальнейшем увеличении разрешающей способности вообще отпадёт надобность в сглаживании.
А какой смысл доводить размер пиксела до размеров субпиксела? В итоге же просто получим по видимой картинке аналог антиалисинга на в разы меньшем разрешении, но при большей нагрузке на отрисовку.

Избавившись от субпиксельного сглаживания, буквы потеряют цветные разводы во краям, например.

Не потеряют. Попробуйте на черном фоне провести белую вертикальную линию толщиной в 1пх (в этом случае вообще никакого сглаживания не понадобится). Тем не менее цветные разводы слева и справа от линии будут отчетливо видны.

При достаточно высоком разрешении, однопиксельная линия будет выглядеть тоненьким волоском одного цвета. Но мы про тёмные буквы на светлом фоне говорили. Так вот, если прямо сейчас вы попробуете включать и выключать ClearType, заметите как радуга появляется и исчезает.

Так речь про сглаживание вообще, а не именно субпиксельное.
А какой смысл доводить размер пиксела до размеров субпиксела? В итоге же просто получим по видимой картинке аналог антиалисинга на в разы меньшем разрешении, но при большей нагрузке на отрисовку.


Задача не довести размер пикселя до размера субпикселя, а в принципе сделать так, чтобы субпиксели были неразличимы. На текущий момент технологии изготовления дисплеев подразумевают что пиксель состоит из 3х(иногда 4х) субпикселей к-рые к сожалению всё еще весьма заметны как отдельные элементы экрана. Вертикальная белая линия на современном RGB дисплее будет слегка отдавать красным слева и голубым справа и только в центре будет белой. При большом кол-ве физических субпикселей в одном логическом пикселе таких проблем не будет наблюдаться.
Вертикальная белая линия на современном RGB дисплее будет слегка отдавать красным слева и голубым справа и только в центре будет белой.
То есть, вы прямо на FullHD-экране телефона видите субпикселы?..

Да, простите, я не корректно выразился.
Я хотел сказать, что сглаживание шрифтов, как и сглаживание границ — это только часть алгоритмов антиалиасинга. А даже экранах очень высокого разрешения алиасинг может присутствовать и с ним нужно бороться.


Я вот наоборот очень не люблю ClearType за то, что он искажает очертания символов в угоду визуальной равномерности линий. Одна из вещей, которые не перестают радовать на MacOS X — это именно рендеринг шрифтов, в котором буквы не становятся карикатурами на себя и расстояния между буквами в слове не скачут.


С другой стороны, на современном 4k экране шрифты даже в Windows начинают быть похожими на себя.

Отличная новость. Всегда радуют технологические прорывы. Беспокоит лишь то, что никакие технологические достижения не способны победить «креативное мышление». Придут дизайнеры и скажут, что на таких ярких и контрастных дисплеях лучше всего смотрится нежно серый текст на нежно сером фоне, что-нибудь #0F0F0F на #0С0С0С. И вообще всё должно быть чёрно-белым серо-серым с контрастом 1,1:1 Ну и естественно плоским и очень крупным — ведь при таком контрасте всё-таки нужно в это попасть.
Sign up to leave a comment.