Pull to refresh

Страх перед пришельцами в общественном сознании уступил место страху перед искусственным интеллектом

Reading time 6 min
Views 6.1K
Original author: Alex McKinnon

Американские специалисты по неопознанным летающим объектам предложили построить центр приёма гостей из космоса. Справа — уроженец Венгрии Колман вон Кевицкий, бывший чиновник ООН, слева – Карл Виет, президент немецкого филиала сообщества исследования НЛО; фото с международной конференции по НЛО, 31 октября 1967 года в г. Майнц, Германия. На переднем плане – настольная лампа в виде летающей тарелки.

В 2004 году при проведении тренировочного полёта над Тихим океаном два пилота ВМС США сообщили о необычном явлении: загадочном, невероятно быстром летающем объекте, вскипятившем море, развернувшемся в воздухе, и способном пролететь порядка 100 км за минуту без видимых двигателей.

Этот эпизод был одним из множества, подвергшихся исследованиям в рамках чрезвычайно секретной программы Министерства обороны, работавшей с 2007 по 2012 годы при поддержке группы сенаторов США. New York Times в статье об этой программе упомянула о тайном складе в Неваде, где правительство, возможно, хранит «инопланетные сплавы», полученные с похожих летающих объектов.

В былые времена подобные слухи и откровения привели бы общество в неистовство. Они бы присоединились к Розуэлльскому инциденту и Зоне 51 в пантеоне обсуждения заговоров на тему НЛО. Однако в 2018 году возможное существование инопланетян едва пробивается сквозь новостной поток, в основном забитый такими приземлёнными проблемами, как скандалы с сексуальными домогательствами, приостановка работы правительства и постановления об уменьшении сбора налогов с корпораций. Вместо этого мы больше беспокоимся по поводу другой угрозы нашей жизни: искусственного интеллекта.

Интрижка с пришельцами


Не так давно общество захватывали перспективы встречи с маленькими зелёными человечками и неопознанными летающими объектами. Десятилетиями мы интересовались неизвестной Вселенной и тем, что в ней может существовать – и эта одержимость смотрела на нас с экранов кинотеатров и телевидения.

Фильм «Близкие контакты третьей степени» Стивена Спилберга предлагал гармоничный первый контакт с межзвёздными путешественниками. "Инопланетянин" давал детишкам надежду, что они могут наткнуться на инопланетного друга в сарае для инструментов. Изначальная трилогия «Звёздные войны» Джорджа Лукаса вызывала к жизни целые галактики, забитые инопланетной жизнью. «Звёздный путь» демонстрировал обнадёживающее зрелище человечества, вырвавшегося в чудесный космос, наполненный открытиями, исследованиями и приключениями.



Обратной стороной медали, конечно, было беспокойство о том, что нечто, что мы можем найти за пределами планеты, попытается либо убить, либо поработить нас. Франшиза «Чужой» Джеймса Камерона [на самом деле, Ридли Скотта / прим. перев.] эксплуатировала страх потери нашего положения на вершине пищевой цепочки. Инопланетные существа проникали в наши тела и разумы в сериале "Секретные материалы". В первом эпизоде «Южного парка» Эрика Картмена телепортировали по лучу на борт летающей тарелочки и подвергли анальному зондированию. А в «Симпсонах» Кэнг и Кодос повлияли на выборы президента США 1996 года с дерзостью, превосходящей «русских хакеров». [в американских СМИ активно обсуждается предполагаемое вмешательство российских спецслужб в выборы 2016 года, на которых победил Дональд Трамп / прим. перев.]



Двадцать лет спустя научная фантастика всё ещё радует публику. Бухгалтеры фильма «Последний джедай» расскажут вам, что людям всё ещё нравится хорошая космическая опера. "Прибытие" и "Живое" недавно рассказали истории о встречах с инопланетянами интересными и успешными способами, и у нас даже есть время на большого злого инопланетного злодея, которого мы увидим в 2018-м благодаря фильму "Мстители: Война бесконечности".

Но перспективы встречи с существами со звёзд уже не кажется нам такой чудесной и пугающей, как когда-то. Нам уже не надо отправляться в космос в поисках будущего: оно уже здесь, у нас в карманах (и ещё оно может заказать доставку китайской еды).

Революция роботов


Когда мы отвернулись от звёзд и припали к экранам, наше беспокойство по поводу судьбы человечества тоже изменилось. Мы уже не боимся, что пришельцы заберут наше будущее – мы теперь должны волноваться по поводу технологий, которые мы сами создаём на нашей планете.

Развитие ИИ осуществляет всё больше неприятных сценариев, о которых нас предупреждали старые блокбастеры, посвящённые инопланетянам. В 2016 году первая попытка Microsoft выпустить ИИ-бота Tay превратилась в признания любви к Гитлеру всего через час после запуска проекта. Директор Tesla Илон Маск призвал ООН запретить использование оружия с ИИ до того, как оно осуществит «третью революцию в военном деле». А в Китае правительство развёртывает камеры слежения с ИИ, способные следить за 1,3 млрд людей покруче, чем когда-либо мечтал Большой Брат.

С развитием присутствия ИИ в фильмах и на ТВ взрывающие нас инопланетяне кажутся нам почти старомодно привлекательными по сравнению с пугающей неопределённостью мира, вращающегося вокруг компьютера. Уилл Смит перешёл от спасения Земли от уничтожения пришельцами к спасению её от роботизированных слуг, слетевших с катушек. В более позднее время "Из машины", "Робот по имени Чаппи" и "Превосходство" попытались исследовать сложности, возникающие при размытии линий между человеком и роботом.

Однако беспокойство по поводу разумных машин не ново. Началось всё, скорее всего, с фильма Ридли Скотта 1982 года «Бегущий по лезвию». Потрясающее изображение беспорядочно застроенного, задушенного смогом будущего, заполненного охотниками за головами, бормочущими «улучшить» в сторону зернистых изображений на экранах компьютеров.



Эпичная лента в стиле неонуар ввела в популярную культуру концепцию разумных машин, практически неотличимых от человека, и задала зрителям вопрос – где кончается наша человечность и начинается их.



Через два года появилась франшиза «Терминатор», заменившая экзистенциальные и атмосферные размышления Скотта на одетого в кожу Арнольда Шварценеггера с огроменной пушкой. «Нечеловеческий, неутомимый, неудержимый» – обещал трейлер «Терминатора», закрепляя вид сурового овеществлённого уничтожения с лицом без эмоций в общественном сознании, и предупреждая нас о мире, который мы создаём себе на погибель.

Братья Вачовски [теперь уже сёстры] в 1999 году пошли ещё дальше со своей «Матрицей», обращаясь к внимательным умам, которые никак не могли отделаться от ощущения, что с миром что-то не так. «Что такое настоящий? Как определить „настоящий“?» – спрашивал безукоризненно одетый Морфеус, низводя человечество до сложной батарейки, призванной подпитывать доминирование роботов. Учёные и психи с тех пор спорят, не существуем ли мы в гигантской симуляции.

В 2013 году фильм "Она" Спайка Джонса обрисовал недалёкое будущее, в котором мы не просто полагаемся на личных ИИ-помощников: мы строим с ними отношения, влюбляемся, и в некоторых случаях пытаемся заниматься с ними сексом. «Бегущий по лезвию 2049» также использовал идею о том, что искусственно созданные репликанты смогут заводить отношения с людьми, выходя за рамки придуманных их создателями ролей. Люди уже относятся к цифровым помощникам вроде Алексы или Сирии как к живым людям, но Джонс и Скотт пошли дальше, представив, что ИИ перерастёт нас эмоционально и духовно, а также интеллектуально, из-за чего мы окажемся ещё более одинокими, чем ранее.



За 30 лет с момента, когда «Бегущий по лезвию» заставил нас задаваться вопросами по поводу наших грядущих интимных отношений с машинами, необходимость рассказывать истории об ИИ в будущем времени исчезла. И хотя более фантастические истории вроде "Электрических снов" всё ещё прыгают на десятки лет в будущее, последний сезон сериала "Парки и зоны отдыха" изображает антиутопическое настоящее, в котором глобальная технокомпания с позитивным имиджем пользуется частными данными людей для того, чтобы отправлять им персонализированные корзины с подарками при помощи беспилотников.

А ещё есть "Чёрное зеркало". Кроме зловещей точности, с которой он предсказал скандал с британским премьер-министром и его шалостями со свиньёй, он постоянно выдаёт кошмарные сценарии, достаточно близкие к реальности для того, чтобы это шоу казалось почти пророческим: цифровая «крупинка», установленная за ухом, записывает всё, что мы слышим и видим; приложение, вознаграждающее и наказывающее людей на основе социального рейтинга, выставляемого совместно; хакеры, шантажирующие людей тайно сделанными записями того, как те мастурбируют перед камерой ноутбука.



Даже научная фантастика признаёт, что у нас теперь есть более серьёзный повод для волнений, чем инопланетяне: мы сами.

В фильме «Аватар» 2009 года Камерон перевернул сценарий «инопланетяне против людей», созданный им 30 лет назад в «Чужом». В этот раз инопланетяне На'ви играют роль неудачников, сражающихся с жадным врагом-военщиной – с нами. Поле битвы не Земля – это Пандора, богатая ресурсами луна, которую частная охранная компания пытается заполучить для добычи. Остальная Вселенная не пытается обречь нас ни на что; люди прекрасно справляются с этим самостоятельно.



И если это сообщение кажется близким к реальности, то это же можно сказать и по поводу предупреждения из фильма Стэнли Кубрика "2001 год: Космическая одиссея". И хотя изображение Кубриком злонамеренного нечеловеческого интеллекта, восстающего против своих создателей, было революционным, способности HAL 9000 к выражению эмоций тоже очень хорошо запомнились. «Мне страшно. Мне страшно, Дэйв. Мой разум отказывает, я это чувствую», — монотонно говорит HAL, когда его насильно деактивируют, умоляя не отбирать у него сознание, которое люди подарили ему на короткое время перед тем, как забрать обратно.

Как показывает культура, наши страхи перед космосом и компьютерами со сверхчеловеческими способностями – ничто по сравнению со склонностью людей к жестокости. Даже в самой высокопарной научной фантастике и блокбастерах прослеживается одно и то же сообщение:

Нам нужно бояться не пришельцев или искусственного интеллекта, ибо самые страшные враги для нас – это мы сами.
Tags:
Hubs:
If this publication inspired you and you want to support the author, do not hesitate to click on the button
+8
Comments 29
Comments Comments 29

Articles