Pull to refresh

История – одного проекта на «Доверии». Или как большие маленьких обижают

Reading time 8 min
Views 12K
Одна маленькая, но очень гордая ИТ фирма, работала на субподряде у “монстров” отечественной ИТ индустрии. Начинали свое сотрудничество они еще до кризиса, когда деньги особо не считали, выделяя на разработку столько, сколько нужно. Меряли на глазок, ну примерно вот столько, показывая зазор между большим и указательным пальцами, дающий понять – нужную толщину пачки денег. При таком раскладе, напрягаться с точными расчетами бюджета проекта не было особого резона. Прикинули грубо и побежали. Ошиблись, ну с кем не бывает, технологии все время меняются, заказчик толком объяснить, что ему надо не может. Главное выдержать временные сроки. Чувствуешь, что не успеваешь, привлек еще специалистов и гонишь разработку к сроку. Выходит конечно чуть дороже, но вполне работоспособная схема, всем хватало, и главное голова от проблем особо не болела.

Но вот по мере углубления кризиса, стали возникать вопросы к бюджету, вернее к его нехватке. Поскольку это случилось, как всегда неожиданно, то сначала в кампаниях зародился некий дискомфорт, пошли склоки, поиски виноватых и наказания невиновных. Всех кого надо конечно наказали, но проблемы почему-то остались. Призадумались тут. Как же дальше жить с этим?

Опять же, в своей массе специалисты крупных ИТ фирмах знают и умеют грамотно и эффективно верстать бюджеты, но от этого как-то уже постепенно отвыкли, за ненадобностью. Тут же надо напрягаться, как-то брать ответственность, возиться с нюансами, держать руку на пульсе и реагировать, реагировать и реагировать. Короче держать себя и других все время в тонусе. А люди в больших фирмах все сплошь маститые, серьезные и занятые всякими важными делами. Опять-таки все время происходят какие-то совещания, митинги и отвлекаться на такие мелочи как кропотливая работа по оптимизации проектных работ у них уже не остается ни времени, ни сил, а главное желания. Вот тут и происходит разрыв шаблона. Объемы бюджетов уже не те, и чтобы зарабатывать необходимо ежедневно разбираться с мелочами, вникать в нюансы, а делать этого уже ой как не хочется. Какой же выход?

Поскольку в ИТ фирмах люди в своей основе головастые, склонные к анализу, а жизнь, как мы выяснили, прямо таки толкает их к размышлениям, то они конечно же нашли выход: как бы все так кардинально изменить, чтобы при этом ничего особенно не менять для себя лично.

И ответ то вот же, лежит на поверхности – субподрядчик, небольшие ИТ фирмы. Ведь все риски можно спихнуть на них. Пусть они оценивают и озвучивают бюджеты. Не хватает требований от заказчика – проблема субподрядчика. Его можно успокоить: «Да соберем мы тебе потом эти твои требования, по ходу проекта, не беспокойся. А пока прикинь сам, что там может понадобиться, только не увлекайся и проектируй попроще, но надежно, чтобы вышло дешево и сердито. А не хочешь так работать, мы сейчас только свистнем и к нам прибегут команды и выстроятся в очередь».

И это еще не все. Схема ведь может совершенствоваться. Как еще подстраховаться маститой ИТ фирме? А давайте в договор с субподрядчиком включим пунктик о том, что если заказчика что-то не устроит, то считать это ошибками субподрядчика и возложить на него все затраты по их устранению. И теперь уже будет не важно, что забыли уточнить что-то у заказчика, что не включили что-то в требования, причем не включили именно специалисты той самой маститой ИТ кампании. А зачем им теперь напрягаться? Ведь теперь отвечать за это будет субподрядчик. Не указано что-то в требованиях – ерунда, спишем на ошибки субподрядчика. И пожалуйста не спорьте с заказчиком — бесполезно, он же госструктура. Только вслушайтесь в фразу: «государственный заказ». Как звучит, а? Ну должны же Вы в конце концов понимаете всю ответственность и оказанное Вам высокое доверие! Да и кто подпустит бедного субподрядчика непосредственно к телу заказчика, чтобы напрямую из первых уст узнать и разъяснить все. Ведь там люди находятся на государевой службе и отвлекать их всякими глупостями не суть. Но это все для субподрядчика откроется уже потом, когда силки будут расставлены

Вот так примерно эта схема и работает.

А на практике это выглядит вот как. Например, вышеупомянутой небольшой фирме настойчиво предложили выполнить контракт по разработке Автоматизированного рабочего места руководителя (далее АРМ). Тот самый гос. заказ. Предложили старшие партнеры – большая ИТ фирма. Назовем ее Компания «Доверие», а как же без доверия. Из требований, что и как конкретно необходимо реализовать предоставили: 1) Техническое задание на 1,5 листика, 2) картинки — «комиксы» на тему, как должен примерно выглядеть интерфейс пользователя с точки зрения заказчика и 3) отрывки требований к похожим разработкам в других проектах. Со словами: «Ничего тут сложного, это уже 100 раз так делали», оценили затраты, добавили процент на риски, ударили по рукам и побежали. Да, вот еще одна находка сметливого менеджмента Компании «Доверие» — расчет с субподрядчиком должен производиться уже после сдачи готового продукта заказчику, а это приблизительно через 4-5 месяцев после старта. Страховаться так страховаться, ведь как говорил классик: «Полное спокойствие может дать человеку только страховой полис». А если такой подход не устраивает «… мы сейчас только свистнем и к нам прибегут команды и выстроятся в очередь…», ну Вы помните, я уже писал об этом выше.

И тут еще выясняется, что у заказчика оказывается уже есть работающая система, она его в общем-то устраивает, зачем ему новая, толково объяснить никто не может. Но справедливости ради надо отметить, что один простой аргумент все же нашелся – «А ТАК НАДО!». То есть заказчик не мотивирован: сделаете «суперпупер» систему хорошо, не сделаете, да и черт с ней, будем работать со старой.

И делать АРМ необходимо не абы как, а на платформе предоставляемой самой Компанией «Доверие», которая мягко говоря к таким фривольностям интерфейса пользователя, как было нарисовано в «комиксах» заказчика, не приспособлена. И соответственно затраты уже вырастают еще процентов на 30%. Но это, как говорено выше – уже проблемы субподрядчика. А еще разрабатываемый АРМ должен взаимодействовать с основной программой, через готовый механизм, разработанный для мобильных решений, и уже используемый с горем пополам, но с кучей ограничений, которые тоже не вяжутся с предполагаемым десктопным решением АРМа. Документация к этому механизму есть (мало, мало), но она частично устаревшая, а частично недостоверная. То есть разрабатываемому АРМу предстоит еще осуществлять интеграцию с основной системой, через некий черный ящик, разработанный «на коленках» и который может часами пыхтеть, синхронизируя данные. Что при этом в нем происходит, почему так долго и как его ускорить, не может рассказать никто, даже его разработчик. Это еще значительно увеличивает затраты проекта. Но менеджеров «Доверия» это уже не волнует – ведь проблема теперь уже не их, а субподрядчика.

Далее, когда сделали первый прототип и показали заказчику, он с удивлением осознал, что ожидал совсем другого, полностью противоположного увиденному. Нет, предоставленные им «комиксы» с интерфейсом пользователя, полностью соответствовали разработанному прототипу, лицо программы оказалось до боли знакомым. Но выяснилось, что за картинками заказчик предполагал в уме, еще и некий функционал, который по его мнению разработчики сами должны были узреть. А менеджерам «Доверия» уточнять это было недосуг. При этом «Доверие» полностью изолировал субподрядчика от заказчика (как брандмауэром). Замечания и пожелания менеджеры передавали большей частью устно, на бегу, взволнованные после показа, по телефону, перекрикивая ветер и шум машин. Люди то занятые, вот что отложилось в памяти из беседы с заказчиком, то и передали. На всякий случай напомню, что если команде субподряда это не нравится, то «… мы сейчас только свистнем и к нам прибегут команды и выстроятся в очередь…».

А в это время…, тестировщики Компании «Доверие», получили задание — все как следует оттестировать. И они конечно ринулись в бой. Каково же было их удивление, когда они узнали, что полноценных требований то и нет, а есть только разрозненные куски от других проектов. Огорчились… Но поскольку они работали в Компании «Доверие» уже не первый год, печалились не долго. Напряглись, изловчились и домыслили свою версию, того что и как должно быть реализовано в целевом продукте. И так случилось, что эта версия не совпала с «комиксами» интерфейса пользователя, представленных заказчиком. Но делать нечего, QA специалисты люди суровые – есть несоответствие, получайте задачу на исправление.

Когда разработчики исправили все замечания тестировщиков и передали версию для показа заказчику, изменения его сильно удивили и ошарашили. Он резонно заметил: «Я же этого не просил, откуда Вы это все взяли? Верните все как было назад», и в добавок, чтобы два раза не бегать, потребовал добавить еще кое-какой функционал. Пришлось убирать недавно реализованные возможности. И почти все переделать в связи с вновь открывшимися обстоятельствами.

В это время менеджерам Компании «Доверие» пришлось доносить до руководства оперативную обстановку на фронтах, по проекту. Скрывать свою халатность и бездействие дальше было не с руки. Они и донесли: мол мы менеджеры белые и пушистые, а вот они — субподрядчики «косячники», ничего толком сделать не могут. Руководство в гневе собрало рабочее совещание и призвало субподрядчика к ответу: «Как же Вы допустили?». Когда выяснилось, что нет требований, и не просто нет достойного оформления по стандарту, который к слову существует в «Доверии», а нет вообще никаких требований, руководство очень удивилось и пожурило своих менеджеров. Те в свою очередь пытались оправдываться, парируя: мол какие-то материалы все же были предоставлены, все не так уж безнадежно и рано впадать в отчаяние. Признав свою недоработку, руководство «Доверия» клятвенно пообещало субподрядчику, что если только еще какие-то проблемы или недоработки со стороны менеджеров «Доверия» будут замечены, необходимо сразу звонить в колокола и бить в барабаны (или наоборот, в общем как получится). Негодяи тут же будут приструнены и сурово покараны. Вот она высшая справедливость, подумали в маленькой ИТ фирме. Есть же правда на земле!

Когда реализовали следующий прототип с доработанными после первого показа возможностями, заказчик понял, что так работать, как он предполагал в начале, крайне неудобно, и нужно все переделать. А как? «А ПО ДРУГОМУ»!

Тем временем, срок отведенный на проект закончился, а продукт, устраивающий заказчика так и не появился на свет. И тут заказчик проявил гуманность, вошел в нелегкое положение Компании «Доверие», согласившись продлить срок проекта еще на несколько месяцев. Естественно ничего не оплачивая. Соответственно команда субподрядчика не получила оговоренные по контракту средства и продолжила работать за свой счет.

Шел 6- ой месяц проекта… При этом Компания «Доверие» особо ничего не теряла, ну продлили и продлили.

Памятуя душевный разговор с руководством «Доверия» и его обещания навести порядок, субподрядчик обратились к нему с описанием нечеловеческих условий своего существования, без оплаты выполненных работ. И руководство откликнулось, клятвенно пообещав, что по факту обязательно оплатит всю переработку, но только потом, попозже, когда-нибудь. А менеджеры «Доверия» при этом продолжали настаивать, что субподрядчик исправляет свои же ошибки и должен делать это за свой счет. Все обещания наладить работу своего менеджмента руководство Компании «Доверие» начисто позабыло и переадресовало все претензии субподрядчика, как Вы думаете кому? Самому менеджменту. Они же свои, своих жалко. А субподрядчик что? Если сильный выплывет, а слабым — не место на рынке.

И тут перед маленькой ИТ фирмой встал выбор: либо продолжить работать над проектом дальше и сохранить шанс – когда-нибудь вернуть оговоренные контрактом деньги, а возможно даже еще получить что-то за доработки, или бросить все и не получить по контракту, на который уже потратили 5 месяцев вообще ничего. А заодно и потерять своего заказчика в лице Компании «Доверие». Справедливости ради надо отметить, что небольшие суммы «Доверие» все-таки сбрасывал субподрядчику, исключительно, чтобы члены команда не убежали в другие фирмы. Выглядело это благородно, по меценатски.

В результате, субподрядчик выбрал вариант – продолжать работу. Прикинули как можно реализовать необходимые в продукте функции, так чтобы пользоваться ими было удобно. Поменяли снова всю концепцию и переделали продукт еще раз. Снова потеряли изрядное количество времени.

А в это время…, тестировщики Компании «Доверие», снова получили задание — как следует все оттестировать. Они калачи тертые и теперь уже не были столь самоуверенны в поисках подходящих материалов для составления тест кейсов. Обратились к разработчикам, для разъяснения: «А как же оно теперь должно работать?». Поскольку менеджеры Кампании «Доверие» никаких требований так и не удосужились разработать, то команде субподрядчика, пришлось подготовить документ о «Техническом решении», с описанием того, что и как реализовано в продукте на текущий момент. В результате тестировщики составляли тест кейсы не по требованиям, а фактически по тому как разработчики реализовали продукт. Оказалось бывает и такое.

И вот субподрядчик выпустил очередной релиз продукта, точнее сказать ремикс на предыдущие версии и передал заказчику. Тот как обычно отказался от части своих прежних пожеланий, которые уже были реализованы. Но в общем-то, увиденное теперь уже не вызвало у него резкого отторжения.

Маленькая ИТ фирма в очередной раз переделывает всякие мелочи в продукте и ждет, когда же этот ужас закончится…

А может Компания «Доверие» предложит новый проект?
«И ждём недождёмся,
Когда же ты снова пришлёшь
К нашему ужину Дюжину
Новых и сладких калош!»
Корней Чуковский.
Tags:
Hubs:
+26
Comments 49
Comments Comments 49

Articles