Pull to refresh

Аналог std::vector из C++11 на чистом C89 и как я его писал

Reading time8 min
Views29K

image
Жилой массив людей. Нет, серьёзно.


Холивары между ценителями Си и приверженцами его ублюдка сына в лице C++ начались ещё до моего рождения и прекратятся разве что после смерти обоих этих языков и меня заодно.


Адепты великого творения Кернигана-Ритчи до последней секунды рабочего дня готовы доказывать приспешникам Страуструпа аксиомы про вечность Си и его невероятную гибкость.
Те в ответ по-свойски советуют им лучше порадоваться рабочему дню, ведь он вот-вот окажется последним – двадцать первому веку кроссплатформенный ассемблер не нужен.
Распаляясь, сторонники Си приводят миллионы давно прошедших через голову навылет тезисов "почему Си лучше C++", при этом каждый раз подчёркивая, что второй все достоинства первого растерял ещё будучи в отцовской утробе, попутно утратив лик человеческий.
Обвиняемая сторона в обиде не остаётся и...


а хотя постойте, о чём это я.


Я люблю Си, уважаю C++ и не переношу холивары (честно). При этом я осознаю, что в Си действительно не хватает многого, и яркий тому пример – отсутствие удобной работы с данными. В C++ эту проблему во многом решает STL и свойства самого языка. На мой студенческий взгляд, здесь особо отличается всем знакомый std::vector. Если стало интересно, как я реализовал его аналог средствами C89 – прошу под кат.


Предыстория


Вообще, с вышеописанной проблемой наверняка сталкивается каждый, кто переходит на Си с языка чуть более высокого уровня (в моём случае это были FreeBASIC и Free Pascal). Проблема отсутствия давно полюбившихся Redim и SetLength() вначале решается "в лоб кувалдой" при помощи realloc(). Потом приходят знания в обнимку с опытом, и вместо этого уже используется простенький самописный динамический массив.


Однако необходимость дублировать его код для каждого отдельно взятого типа данных с каждым разом всё сильнее вызывает раздражение. Туда же альтернативный вариант – использование указателей, требующее разыменований и приведений типов. А затем человеку попадает в руки C++ (или его аналог) и человек видит STL (или его аналог). Дальше можно прочитать в любом бульварном романе.


Тем не менее, влюбляются в тело, но любят душу. Если человек долгое время был в счастливых отношениях с Си, если в них уже появились проекты, то человеку вполне естественно хотеть сделать объект своей любви лучше – к обоюдной пользе. А человек в совершенствовании всегда на что-то ориентируется.


Короче говоря, это история о том, как любовь к Си заставила меня привнести в неё (него?) пресловутый std::vector – то, что мне нравилось в C++, которым (которой?) я в одно время увлёкся.


До нас хоть потоп


Уже было отмечено, что проблема отсутствия в Си встроенного динамического массива для произвольных типов не нова и по-разному решалась немало раз.
Вот те варианты реализации вектора, которые я нашёл буквально за пять минут в Google:


https://github.com/rxi/vec
https://github.com/eteran/c-vector
https://github.com/jibsen/scv
https://github.com/graphitemaster/cvec
https://github.com/robertkety/dataStructures (Ctrl+F "dynamicArray")
http://troydhanson.github.io/uthash/utarray.html
https://github.com/dude719/Dynamic-Array-Kernel
https://developer.gnome.org/glib/stable/glib-Arrays.html
https://www.happybearsoftware.com/implementing-a-dynamic-array
https://github.com/nothings/stb/blob/master/stretchy_buffer.h (добавлено по наводке Xop)


Все эти решения имеют как минимум один из следующих фатальных недостатков:


  1. Реализация макросами конкретных функций управления.
    Использовать макросы в качестве inline-функций – затея плохая. Об этом говорилось много раз, но разве мы устанем повторять?
    Во-первых, при использовании макросов-функций тяжелее отслеживать и отлаживать ошибки, возникающие из-за неправильных типов аргументов.
    Во-вторых, макросы-функции не умеют ничего возвращать, если не брать во внимание извращения с comma-оператором или отдельным аргументом под имя переменной для хранения результата.
    В-третьих, из-за постоянных подстановок кода из макросов-функций, которые и на inline-то мало похожи, разбухает размер единицы трансляции. Отсюда следует увеличение размера выходного исполняемого файла и прочие радости жизни.
    В-четвёртых, на макрос-функцию нельзя взять указатель.


  2. Дублирование общих для любых векторов функций.
    Например, разные функции освобождения для вектора int'ов и вектора char'ов. Под капотом они будут представлять собой всего-навсего вызов функции free(), глубоко безразличной к тому, что хранится в уничтожаемом буфере, равно как и к типу указателя на него.
    Это опять же провоцирует увеличение объёма единиц трансляции, дублирование кода, а заодно и замусоривание пространства имён.


  3. Работа со значениями через нетипизированные указатели.
    Это обязывает всегда брать указатель на значение для добавления его даже в простой вектор примитивных типов (например int'ов). А также не забываем о приведении типов и разыменованиях. Ну и о том, что в такой вектор можно потенциально засунуть значения разных типов, и никто нас об этом не предупредит.


  4. Обозначение типа вектора как структуры.
    Самый большой недостаток, при наличии одного которого даже полное отсутствие других уже не играет роли.
    Во-первых, обращение к элементам вектора происходит через поле структуры. Для одномерного вектора это уже неудобно – стоит ли говорить о многомерных.
    Во-вторых, все поля структуры, даже технические, свободно доступны пользователю.
    Во-третьих, практически полная несовместимость между векторами разных типов.
    В-четвёртых, для создания и удаления вектора требуется 2 вызова malloc() / free() соответственно – один на структуру и один на сам буфер вектора. Как нетрудно догадаться, для вектора размерности $n$ вызовов будет уже $2n$.
    В-пятых, передать такой вектор в свою функцию можно только по указателю на структуру, поэтому синтаксис обращения к нему в функции будет слегка другим (-> вместо . и всё такое прочее).



Таким образом, вырисовывается задача создания вектора, специализируемого для любых типов данных Си и обладающего следующими возможностями:


  1. Доступ к элементам вектора как к элементам обычного массива, вне зависимости от его размерности: vec[k], vec[i][j] и т.д.
  2. Управление вектором с помощью обычных функций, обладающих типизированными аргументами и возвращаемым значением, в отличие от макросов.
  3. Отсутствие дублирующегося кода благодаря специализации только тех функций, которые принимают и/или возвращают значения пользовательского типа.
  4. Отсутствие у пользователя прямого доступа к технической информации вектора.
  5. Совместимость между векторами разных типов на уровне присваивания одного другому.
  6. Возможность пользователю при специализации вектора указать способ передачи и возврата значений: по значению или по ссылке (через указатель).
  7. Максимальная схожесть интерфейса вектора с таковым у std::vector из C++11.

Dive into C89


Заранее отвечу на вопрос, почему C89, а не хотя бы C99. Во-первых, это даёт поддержку компилятора из Visual Studio (хоть он мне и не нравится). Во-вторых, я сам очень люблю C99, но в данном случае почувствовал, что поставленную задачу можно решить и в более жёстких условиях. Как-никак, публикацию в "ненормальном программировании" надо оправдывать.


Когда я только начинал изучать Си, написание удобного вектора казалось мне сугубо невозможным – оператор индексации в голове ассоциировался строго с массивом, массив ассоциировался строго с типизированным указателем, а вектор при этом ассоциировался с необходимостью хранить техническую информацию в структуре. Я никак не мог уйти от мысли, что доступ к элементам вектора возможно реализовать только через поле этой самой структуры, а использование этого подхода подавляющим большинством реализаций вектора только укрепляло уверенность в этом.


Однако потом мне на глаза попалась библиотека динамических строк для Си под названием Simple Dynamic Strings, написанная в своё время для Redis. Она использует другой подход: техническая информация о векторе хранится не в структуре вместе с указателем на него, а в виде заголовка прямо перед самим буфером вектора в памяти. Это позволяет оперировать вектором напрямую через типизированный указатель, при этом размещение технической информации всегда достоверно известно.


image


Напомню, что типизированный указатель даёт возможность обращаться к элементам вектора через оператор индексации, как в обычном массиве. А расположение технической информации прямо перед самим вектором лишает пользователя прямого доступа к ней – для этого ему придётся манипулировать указателями. В случае же структуры как указатель на вектор, так и техническая информация являются её полями, доступ к которым одинаков.


Таким образом мы реализовали возможности (1) и (4). Идём дальше.


Так как теперь вектор – это просто типизированный указатель, то мы, казалось бы, уже можем обобщить для разных типов векторов такие функции как, например, функцию освобождения, просто обозначив аргумент "указатель на освобождаемый вектор" как void*. Общеизвестно, что в void* можно неявно преобразовать любой другой указатель, равно как и наоборот.


Однако можем ли мы это проделать для других функций? Как ни странно, но да. У нас нет функций, оперирующих непосредственно с самими хранимыми значениями – их изначально предполагалось специализировать отдельно для каждого типа вектора. По сути мы оперируем лишь местами хранения значений, но не самими значениями. Следовательно, нам достаточно знать только размер одного элемента, который можно хранить в технической информации вектора и заполнять в функции его создания путём передачи соответствующего аргумента. Такой трюк позволяет нам обобщить для разных типов векторов вообще все функции, а специализировать на их основе только те, которые принимают и/или возвращают значения пользовательского типа.


Пункты (2) и (3) реализованы. А так как в Си нет объектов и любое значение может быть переприсвоено другой переменной буквально копированием памяти, то реализован и пункт (5). Продолжаем в том же духе.


По сути, все специализируемые функции оперируют со значениями пользовательского типа одним из двух способов:


  • присвоение указанным элементам вектора переданного значения;
  • возврат значения указанного элемента.

Известно, что значение может передаваться в функцию или возвращаться из неё либо по значению (пардон за каламбур), либо по ссылке. Для примитивных типов предпочтительнее первый вариант, тогда как для сложных структур – второй.
Ссылок а-ля C++ в Си конечно же нет, но их заменят нам указатели.


Устали от текста? вопрос риторический.
Тогда приведу для наглядности определения вариантов одних и тех же функций, принимающих/возвращающих переменные по значению и по ссылке соответственно.


gvec_error_e gvec_NAME_push( gvec_NAME_t* phandle, const TYPE value )
gvec_error_e gvec_NAME_push( gvec_NAME_t* phandle, const TYPE* value )

TYPE gvec_NAME_front( gvec_NAME_t handle )
TYPE* gvec_NAME_front( gvec_NAME_t handle )

Видно, что в обоих случаях отличие лишь в одном символе.


Уже в C89 оператор присваивания доступен для всех типов, а не только для примитивных. Это позволяет передачу и возврат по ссылке или по значению в специализируемых функциях указывать аргументами макроса-специализатора. Правда возникает резонный вопрос: а почему не указывать это одним аргументом сразу для передачи и возврата одновременно? А очень просто: возврат по значению удобнее и быстрее в случае примитивных типов, но значение может быть не определено в случае отсутствия в векторе запрошенного элемента. При возврате по ссылке в таком случае мы можем просто вернуть NULL. Короче говоря, это оставлено на усмотрение самого программиста.


В итоге реализован пункт (6). Пункт (7) можно также считать реализованным по совокупности всех предыдущих.


Заключение


Итоговая реализация библиотеки вектора на C89, готовая к практическому применению, находится здесь:


https://github.com/cher-nov/genvector (MIT License теперь WTFPL)


Простейший пример использования приведён в ReadMe.


Конечно, статья не освещает некоторые другие, менее сложные но не менее интересные аспекты реализации, на описание которых у меня не хватило лаконичности и красноречия. Также опущены разглагольствования по поводу решений, оказавшихся в итоге неудачными, и их переосмысления. Но я уверен, что ответы по первому можно получить из кода и ReadMe в репозитории, а по второму – из истории коммитов.


Это первая моя статья на Хабре, поэтому прошу судить как можно строже. За косноязычие – особенно.


Надеюсь, это всё окажется кому-то да полезным.

Tags:
Hubs:
+54
Comments67

Articles

Change theme settings