Pull to refresh

RandLib. Библиотека вероятностных распределений на C++17

Reading time 6 min
Views 16K

Библиотека RandLib позволяет работать с более чем 50 известными распределениями, непрерывными, дискретными, двумерными, циклическими и даже одним сингулярным. Если нужно какое-нибудь распределение, то вводим его имя и добавляем суффикс Rand. Заинтересовались?

Генераторы случайных величин


Если мы хотим сгенерировать миллион случайных величин из нормального распределения, используя стандартную библиотеку шаблонов C++, мы напишем что-нибудь вроде

std::random_device rd;
std::mt19937 gen(rd());
std::normal_distribution<> X(0, 1);
std::vector<double> data(1e6);
for (double &var : data)
   var = X(gen);

Шесть интуитивно не очень понятных строчек. RandLib позволяет их количество сократить вдвое.

NormalRand X(0, 1);
std::vector<double> data(1e6);
X.Sample(data);

Если нужна лишь одна случайная стандартная нормально распределённая величина, то это можно сделать в одну строчку

double var = NormalRand::StandardVariate();

Как можно заметить, RandLib избавляет пользователя от двух вещей: выбора базового генератора (функции, возвращающей целое число от 0 до некого RAND_MAX) и выбора стартовой позиции для случайной последовательности (функция srand()). Сделано это во имя удобства, так как многим пользователям этот выбор скорее всего ни к чему. В подавляющем большинстве случаев случайные величины генерируются не непосредственно через базовый генератор, а через случайную величину U, распределенную равномерно от 0 до 1, которая уже зависит от этого базового генератора. Для того, чтобы изменить способ генерации U, нужно воспользоваться следующими директивами:

#define UNIDBLRAND // генератор дает большее разрешение за счет комбинации двух случайных чисел
#define JLKISS64RAND // генератор дает большее разрешение за счет генерации 64-битных целых чисел
#define UNICLOSEDRAND // U может вернуть 0 или 1
#define UNIHALFCLOSEDRAND // U может вернуть 0, но никогда не вернет 1

По умолчанию U не возвращает ни 0, ни 1.

Скорость генерации


В последующей таблице предоставлено сравнение времени на генерацию одной случайной величины в микросекундах.

Характеристики системы
Ubuntu 16.04 LTS
Процессор: Intel Core i7-4710MQ CPU @ 2.50GHz × 8
Тип ОС: 64-разрядная

Распределение STL RandLib

$\mathcal{U}(0, 1)$

0.017 μs 0.006 μs

$\mathcal{N}(0, 1)$

0.075 μs 0.018 μs

$\mathrm{Exp}(1)$

0.109 μs 0.016 μs

$\mathrm{Cauchy}(0, 1)$

0.122 μs 0.024 μs

$\mathrm{Log-Normal}(0, 1)$

0.158 μs 0.101 μs

$\mathrm{Weibull}(1, 1)$

0.108 μs 0.019 μs

Больше сравнений
Гамма-распределение:

$\Gamma(0.1, 1)$

0.207 μs 0.09 μs

$\Gamma(1, 1) \sim \mathrm{Exp}(1) $

0.161 μs 0.016 μs

$\Gamma(1.5, 1)$

0.159 μs 0.032 μs

$\Gamma(2, 1)$

0.159 μs 0.03 μs

$\Gamma(5, 1)$

0.159 μs 0.082 μs
Распределение Стьюдента:

$\mathcal{t}(0.1)$

0.248 μs 0.107 μs

$\mathcal{t}(1)\sim \mathrm{Cauchy}(0, 1) $

0.262 μs 0.024 μs

$\mathcal{t}(1.5)$

0.33 μs 0.107 μs

$\mathcal{t}(2)$

0.236 μs 0.039 μs

$\mathcal{t}(5)$

0.233 μs 0.108 μs
Распределение Фишера:

$\mathrm{F}(1, 1)$

0.361 μs 0.099 μs

$\mathrm{F}(2, 2)$

0.319 μs 0.013 μs

$\mathrm{F}(3, 3)$

0.314 μs 0.027 μs

$\mathrm{F}(1, 10)$

0.331 μs 0.169 μs

$\mathrm{F}(5, 1)$

0.333 μs 0.177 μs
Биномиальное распределение:

$\mathrm{Bin}(10, 0.5)$

0.655 μs 0.033 μs

$\mathrm{Bin}(10, 0.7)$

0.444 μs 0.093 μs

$\mathrm{Bin}(100, 0.07)$

0.873 μs 0.197 μs
Распределение Пуассона:

$\mathrm{Po}(1)$

0.048 μs 0.015 μs

$\mathrm{Po}(15)$

0.446 μs 0.105 μs
Отрицательное биномиальное распределение:

$\mathrm{NB}(1, 0.5) \sim \mathrm{Geometric}(0.5) $

0.297 μs 0.019 μs

$\mathrm{NB}(10, 0.5)$

0.587 μs 0.257 μs

$\mathrm{NB}(100, 0.05)$

1.017 μs 0.108 μs


Как можно увидеть, RandLib иногда в 1.5 раза быстрее, чем STL, иногда в 2, иногда в 10, но никогда медленнее. Примеры реализованных в RandLib алгоритмов можно посмотреть здесь и здесь.

Функции распределения, моменты и прочие свойства


Помимо генераторов RandLib предоставляет возможность рассчитать функции вероятности для любого из данных распределений. Например, чтобы узнать вероятность того, что случайная величина с распределением Пуассона с параметром a примет значение k нужно вызвать функцию P.

int a = 5, k = 1;
PoissonRand X(a);
X.P(k); // 0.0336897

Так сложилось, что именно заглавная буква P обозначает функцию, возвращающую вероятность принятия какого-либо значения для дискретного распределения. У непрерывных распределений эта вероятность равна нулю почти всюду, поэтому вместо этого рассматривается плотность, которая обозначается буквой f. Для того, чтобы рассчитать функцию распределения, как для непрерывных, так и для дискретных распределений нужно вызвать функцию F:

double x = 0;
NormalRand X(0, 1);
X.f(x); // 0.398942
X.F(x); // 0

Иногда нужно посчитать функцию 1-F(x), где F(x) принимает очень маленькие значения. В таком случае, чтобы не потерять точность следует вызывать функцию S(x).

Если же нужно посчитать вероятности для целого набора значений, то для этого нужно вызвать функции:

//x и y - std::vector
X.CumulativeDistributionFunction(x, y); // y = F(x)
X.SurvivalFunction(x, y); // y = S(x)
X.ProbabilityDensityFunction(x, y) // y = f(x) - для непрерывных
X.ProbabilityMassFunction(x, y) // y = P(x) - для дискретных

Квантиль — это функция от p, возвращающая x, такой что p = F(x). Соответствующие реализации есть также в каждом конечном классе RandLib, соответствующем одномерному распределению:

X.Quantile(p); // возвращает x = F^(-1)(p)
X.Quantile1m(p); // возвращает x = S^(-1)(p)
X.QuantileFunction(x, y) // y = F^(-1)(x)
X.QuantileFunction1m(x, y) // y = S^(-1)(x)

Иногда вместо функций f(x) или P(k) нужно достать соответствующие им логарифмы. В таком случае лучше всего воспользоваться следующими функциями:

X.logf(k); // возвращает x = log(f(k))
X.logP(k); // возвращает x = log(P(k))
X.LogProbabilityDensityFunction(x, y) // y = logf(x) - для непрерывных
X.LogProbabilityMassFunction(x, y) // y = logP(x) - для дискретных

Также RandLib предоставляет возможность рассчитать характеристическую функцию:

$\phi_X(t)=\mathbb{E}[e^{itX}]$



X.CF(t); // возвращает комплексное значение \phi(t)
X.CharacteristicFunction(x, y) // y = \phi(x)

Кроме того, можно легко достать первые четыре момента или математическое ожидание, дисперсию, коэффициенты асимметрии и эксцесса. Кроме того, медиану (F^(-1)(0.5)) и моду (точку, где f или P принимает наибольшее значение).

LogNormalRand X(1, 1);
std::cout << " Mean = " << X.Mean()
          << " and Variance = " << X.Variance()
          << "\n Median = " << X.Median()
          << " and Mode = " << X.Mode()
          << "\n Skewness = " << X.Skewness()
          << " and Excess kurtosis = " << X.ExcessKurtosis();


Mean = 4.48169 and Variance = 34.5126
Median = 2.71828 and Mode = 1
Skewness = 6.18488 and Excess Kurtosis = 110.936

Оценки параметров и статистические тесты


От теории вероятностей к статистике. Для некоторых (пока не для всех) классов есть функция Fit, которая задает параметры, соответствующие некоторой оценке. Рассмотрим на примере нормального распределения:

using std::cout;
NormalRand X(0, 1);
std::vector<double> data(10);
X.Sample(data);
cout << "True distribution: " << X.Name() << "\n";
cout << "Sample: ";
for (double var : data)
    cout << var << "  ";

Мы сгенерировали 10 элементов из стандартного нормального распределения. На выходе должны получить что-нибудь вроде:

True distribution: Normal(0, 1)
Sample: -0.328154  0.709122  -0.607214  1.11472  -1.23726  -0.123584  0.59374  -1.20573  -0.397376  -1.63173

Функция Fit в данном случае задаст параметры, соответствующие оценке максимального-правдоподобия:

X.Fit(data);
cout << "Maximum-likelihood estimator: " << X.Name(); // Normal(-0.3113, 0.7425)

Как известно, максимальное правдоподобие для дисперсии нормального распределения даёт смещенную оценку. Поэтому в функции Fit есть дополнительные параметр unbiased (по умолчанию false), которым можно настраивать смещенность / несмещенность оценки.

X.Fit(data, true);
cout << "UMVU estimator: " << X.Name(); // Normal(-0.3113, 0.825)

Для любителей Байесовской идеологии также есть и Байесовская оценка. Структура RandLib позволяет очень удобно оперировать априорным и апостериорным распределениями:

NormalInverseGammaRand prior(0, 1, 1, 1);
NormalInverseGammaRand posterior = X.FitBayes(data, prior);
cout << "Bayesian estimator: " << X.Name(); // Normal(-0.2830, 0.9513)
cout << "(Posterior distribution: " << posterior.Name() << ")"; //  Normal-Inverse-Gamma(-0.2830, 11, 6, 4.756)

Тесты


Как узнать, что генераторы, как и функции распределения возвращают правильные значения? Ответ: сравнить одни с другими. Для непрерывных распределений реализована функция, проводящая тест Колмогорова-Смирнова на принадлежность данной выборки соответствующему распределению. На вход функция KolmogorovSmirnovTest принимает порядковую статистику и уровень \alpha, а на выход возвращает true, если выборка соответствует распределению. Дискретным распределениям соответствует функция PearsonChiSquaredTest.

Заключение


Данная статья специально написана для части хабрасообщества, интересующейся подобным и способной оценить. Разбирайтесь, ковыряйтесь, пользуйтесь на здоровье. Основные плюсы:

  • Бесплатность
  • Открытый исходный код
  • Скорость работы
  • Удобство пользования (моё субъективное мнение)
  • Отсутствие зависимостей (да-да, не нужно ничего)

Ссылка на релиз.
Tags:
Hubs:
+21
Comments 33
Comments Comments 33

Articles