Pull to refresh

Интерактивная консоль с автодополнением на PHP

Reading time4 min
Views7.6K
В этой маленькой статье я покажу, как использовать в своём PHP-скрипте консоль с автодополнением по нажатию Tab. Из подобных статей на хабре нашёл только статью от CKOPOBAPKuH, и у неё несколько другое направление, хотя суть — та же.

На самом деле, никакой магии тут нет, из сложностей — сформулировать для себя, как должна работать ваша консоль. Поэтому минимум слов, минимум кода, только самое необходимое.

Есть вопрос: можно ли (и если можно, то как) сделать свою консоль с командами и подсказками на PHP.
Есть ответ: можно, но соответствующее расширение (readline) для PHP доступно только на Linux, увы.



Итак, приступим.

План действий такой:
— готовим метод, который будет обрабатывать входящие данные по нажатию Tab и возвращать список команд для автодополнения.
— готовим список этих самых команд для дополнения
— организуем бесконечный цикл программы, выход — по команде 'exit'

Вроде больше ничего нам не потребуется.

Чтобы было немного интереснее, сделаем так, чтобы консоль понимала, что сейчас нужно подставлять. Сделаем два «уровня» подстановки: при вводе первого слова в консоли, будем предлагать действия, а при вводе второго слова — существительные. Если в консоли больше слов, то по нажатию Tab не меняем строку.

Для нашего примера потребуются функции:
readline_completion_function — Регистрирует нашу собственную функцию обработки входящей строки
readline — Считываем строку
readline_info — с её помощью узнаем подробную информацию о строке в консоли, по нажатию Tab

На самом деле работы совсем немного, поэтому сразу к делу. Вот код небольшого класса, отвечающего за словарь и обработку команд:

Dictionary.php
class Dictionary
{
    const EXIT_COMMAND = 'exit';
    
    protected $mainDictionary = [
        'list', 'load', 'get', 'go', 'put', 'parse', 'paint', 'delete', 'download', self::EXIT_COMMAND
    ];

    protected $subDictionary = [
        'level', 'library', 'document', 'dragon', 'daemon', 'data', 'port', 'password', 'paragraph'
    ];

    private $promptLine = '> ';
    
    public function initCommandCompletion()
    {
        // if readline lib accessible - use it for command completions
        if (function_exists('readline_completion_function')) {
            readline_completion_function(
                function ($currWord, $stringPosition, $cursorInLine) {
                    $fullLine = readline_info()['line_buffer'];
                    
                    if (count( explode(' ', $fullLine) ) > 2 ) {
                        return [];
                    }
                    // if not first word - return list allowed commands
                    if (strrpos($fullLine, ' ') !== false && 
                        ( strrpos($fullLine, $currWord) ===  false || strrpos($fullLine, ' ') < strrpos($fullLine, $currWord)) ) {
                        return $this->subDictionary;
                    }
                    
                    return $this->mainDictionary;
                }
            );
        }
    }


    public function readCommand()
    {
        if (function_exists('readline')) {
            $command = readline($this->promptLine);
        } else {
            fputs(STDOUT, $this->promptLine);
            $command = fgets(STDIN);
        }
        return $command;
    }


    public function executeCommand($command)
    {
        $param = '';
        if (strpos($command, ' ') !== false) {
            list ($command, $param) = explode(' ', $command, 2);
        }

        // NEED TO CHECK EXISTS COMMAND
        if (!$this->isCommandExists($command)) {
            fputs(STDOUT, "Hey! I don't know what are you talking about!\n");
            return false;
        }
        // AND NOW CHECK FOR COMMAND AND RUN IT
		$message = "You try to run command '{$command}'";
		if (!empty($param)) {
			$message .= " and with param '{$param}'.";
		}
	
        fputs(STDOUT, $message . "\n");
        return true;
    }


    private function isCommandExists($command)
    {
        return in_array($command, array_merge($this->mainDictionary, $this->subDictionary));
    }

}



Для наших целей всё самое нужное и интересное — в методе initCommandCompletion(). А больше… А больше ничего интересного и нет. Анонимная функция, которую мы используем при вызове, принимает первым параметром последнее слово из консоли, а для получения полной строки, потребуется использовать readline_info(). Ну а дальше — проверяем, какое по порядку слово сейчас вводится, и возвращаем один из словарей для автоподстановки.

И для получения эффекта — используем этот класс. Создадим index.php со следующим содержимым:

index.php
require_once __DIR__ . '/Dictionary.php';

$app = new Dictionary();
$app->initCommandCompletion();

// START LOOP. 'exit' command will stop execution
while (true) {
    $command = $app->readCommand();
    $command = trim($command);
    if ($command == Dictionary::EXIT_COMMAND) {
        break;
    }
    $app->executeCommand($command);
}
exit;



Никакой магии, всё предельно просто:

Для первого слова — используется один словарь:
$ php index.php
> l[Tab]
list	load
>l


Для второго слова — другой:
$ php index.php
> li[Tab]
> list l[Tab]
level	library
>list l


Ну вот и всё.

В расширении ещё доступны методы для работы с историей команд, таким образом можно сделать совсем вертолёт.

Как вы будете это использовать — дело ваше.
Я в виде эксперимента, после того как разобрался с консолью, сделал набросок текстовой игры с парой комнат и предметами в них, чтобы игрок ходил и подбирал предметы или выбрасывал их из инвентаря. Соответственно — набор команд, и для второго слова в команде показывается название предметов в комнате и в инвентаре.

Пилить — было интересно. На первой волне энтузиазма, так сказать. :)

Исходники, если вдруг кому любопытно, тут.

P.S. если соберётесь делать что-нибудь более серьёзное в таком духе, посмотрите на компонент Console для Symfony2. Там уже всё сделано как надо и не придётся вымучивать свой велосипед.
Tags:
Hubs:
+5
Comments3

Articles

Change theme settings