Pull to refresh

The art of Generics

Reading time5 min
Views48K
Универсальные шаблоны – они же generics, являются одним из мощнейших инструментов разработки.

CLR поддерживает их на уровне MSIL, и всего рантайма, что позволяет нам совершать некоторые трюки с типобезопасностью.

Если Вы знакомы с шаблонами C++, но хотели бы провернуть, если не вычисления на этапе компиляции, то по изяществу ничем не уступающие операции на C#, то эта статья поможет в этом.

Немного о паттернах


Для более удобной организации кода, а также использования ООП в разработке паттерны программирования обычно используются в связке.

[Примечание: нижеприведенные примеры не имеют отношения конкретно к «трюкам» с generics, являющимся основной целью статьи. Автору лишь хочется показать ход мыслей.]

Чего только стоит MVC. Где для обработки логики на стороне контроллера можно использовать стратегию, а лучше вместе с фабричным методом (не путать с абстрактной фабрикой).

Лучше, чем GoF, описать их не получится, поэтому двинемся далее.

Существуют такие паттерны как:
  • Multiple dispatch
  • Double dispatch (он же вид паттерна Visitor)

Суть первого заключается в расширении single dispatch – она перегрузка по типу объекта.

Например, начиная с C# 4 и его dynamic можно легко показать на примере из wikipedia.

Muliple dispatch
class Program
{
    class Thing { }
    class Asteroid : Thing { }
    class Spaceship : Thing { }

    static void CollideWithImpl(Asteroid x, Asteroid y)
    {
        Console.WriteLine("Asteroid collides with Asteroid");
    }

    static void CollideWithImpl(Asteroid x, Spaceship y)
    {
        Console.WriteLine("Asteroid collides with Spaceship");
    }

    static void CollideWithImpl(Spaceship x, Asteroid y)
    {
        Console.WriteLine("Spaceship collides with Asteroid");
    }

    static void CollideWithImpl(Spaceship x, Spaceship y)
    {
        Console.WriteLine("Spaceship collides with Spaceship");
    }

    static void CollideWith(Thing x, Thing y)
    {
        dynamic a = x;
        dynamic b = y;
        CollideWithImpl(a, b);
    }

    static void Main(string[] args)
    {
        var asteroid = new Asteroid();
        var spaceship = new Spaceship();
        CollideWith(asteroid, spaceship);
        CollideWith(spaceship, spaceship);
    }
}


Как видно простой перегрузки метода не хватило бы для реализации данного паттерна.
Но перейдем теперь к Double dispatch. Перепишем пример таким образом:

Double dispatch
class Program
{
    interface ICollidable
    {
        void CollideWith(ICollidable other);
    }

    class Asteroid : ICollidable
    {
        public void CollideWith(Asteroid other)
        {
            Console.WriteLine("Asteroid collides with Asteroid");
        }

        public void CollideWith(Spaceship spaceship)
        {
            Console.WriteLine("Asteroid collides with Spaceship");
        }

        public void CollideWith(ICollidable other)
        {
            other.CollideWith(this);
        }
    }

    class Spaceship : ICollidable
    {
        public void CollideWith(ICollidable other)
        {
            other.CollideWith(this);
        }

        public void CollideWith(Asteroid asteroid)
        {
            Console.WriteLine("Spaceship collides with Asteroid");
        }

        public void CollideWith(Spaceship spaceship)
        {
            Console.WriteLine("Spaceship collides with Spaceship");
        }
    }

    static void Main(string[] args)
    {
        var asteroid = new Asteroid();
        var spaceship = new Spaceship();
        asteroid.CollideWith(spaceship);
        asteroid.CollideWith(asteroid);
    }
}


Что же, как видно можно обойтись и без dynamic.

Так к чему все это?

Ответ прост – если мы можем расширять одинарную диспетчеризацию (single dispatch), что есть перегрузка по типу объекта, переходя к случаю перегрузке по нескольким объектам (multiple dispatch), то почему не сделать такое и с generics?!

Covariance && Contravariance


Вообще, ковариантность типов в любом языке программирования кажется само собой разумеющимся. Например:

var asteroid = new Asteroid();
 
ICollidable collidable = asteroid;

Однако это называется совместимость назначения (assignment compatibility).

Ковариантность проявляется именно при работе с generics.

List<Asteroid> asteroids = new List<Asteroid>();
 
IEnumerable<ICollidable> collidables = asteroids;

Декларация IEnumerable выглядит следующим образом:

public interface IEnumerable<out T> : IEnumerable
{
  IEnumerator<T> GetEnumerator();
}

При отсутствии ключевого слова out и поддержке ковариантности невозможно было бы привести тип List<Asteroid> к типу IEnumerable<ICollidable>, несмотря на имплементацию данного интерфейса классом List<T>.

Наверное, Вы уже знаете, что типы помеченные как out T нельзя использовать как параметры методов, даже в виде типизированного аргумента к другому классу или интерфейсу. Например:

interface ICustomInterface<out T>
{
    T Do(T target); //compile-time error
    T Do(IList<T> targets); //compile-time error
}

Что же, возьмем эту особенность на заметку, а пока перейдем к нашей цели – расширим возможность перегрузки по generics.

Generics compile-time checking


Рассмотрим следующий интерфейс:

public interface IReader<T>
{
    T Read(T[] arr, int index);
}

Ничего необычного на первый взгляд. Однако, как реализовать имплементацию лишь для чисел или чисел с плавающей запятой? Т.е. ввести ограничение на тип во время компиляции?

C# не предоставляет такую возможность. Можно лишь обозначить как struct, class или конкретный тип (еще есть new()) для типизированного параметра.

public interface IReader<T> where T : class
{
    T Read(T[] arr, int index);
}

Помните пример с астероидами для multiple dispatch?

Точно такое же мы применим для имплементации IReader.

public class SignedIntegersReader : IReader<Int32>, IReader<Int16>, IReader<Int64>
{
    int IReader<int>.Read(int[] arr, int index)
    {
        return arr[index];
    }

    short IReader<short>.Read(short[] arr, int index)
    {
        return arr[index];
    }

    long IReader<long>.Read(long[] arr, int index)
    {
        return arr[index];
    }
}

Думаю, возникает вопрос – почему именно явная (explicit) имплементация интерфейса?

Все дело именно в поддержке ковариантности для любого метода интерфейса.

Так, ковариантные интерфейсы не могут содержать в методах параметры с типом T, даже, например, IList.

А так как в C# поддержка перегрузки методов по возвращаемому типу невозможна, соответственно множественная неявная имплементация интерфейса с методами, где количество аргументов больше и равно нулю не будет компилироваться.

Что же, осталось использовать данные возможности на практике.

public static class ReaderExtensions
{
    public static T Read<TReader, T>(this TReader reader, T[] arr, int index) 
                                                            where TReader : IReader<T>
    {
        return reader.Read(arr, index);
    }
}

class Program
{
    static void Main(string[] args)
    {
        var reader = new SignedIntegersReader();

        var arr = new int[] {128, 256};

        for (int i = 0; i < arr.Length; i++)
        {
            Console.WriteLine("Reader result: {0}", reader.Read(arr, i));
        }
    }
}

Попробуем изменить тип переменной arr на float[].

class Program
{
    static void Main(string[] args)
    {
        var reader = new SignedIntegersReader();

        var arr = new float[] {128.0f, 256.0f};

        for (int i = 0; i < arr.Length; i++)
        {
            Console.WriteLine("Reader result: {0}", reader.Read(arr, i)); //compile-time error
        }
    }
}

Но это же достигается лишь через методы расширения?! Как быть если необходимо именно реализация интерфейса?

Немного видоизменим наш интерфейс IReader.

IReader<T>
public interface IReader<T>
{
    T Read(T[] arr, int index);
    bool Supports<TType>();
}
 
public class SignedIntegersReader : IReader<Int32>, IReader<Int16>, IReader<Int64>
{
    int IReader<int>.Read(int[] arr, int index)
    {
        return arr[index];
    }

    short IReader<short>.Read(short[] arr, int index)
    {
        return arr[index];
    }

    long IReader<long>.Read(long[] arr, int index)
    {
        return arr[index];
    }

    public bool Supports<TType>()
    {
        return this as IReader<TType> != null;
    }
}


И добавим еще одну реализацию IReader — DefaultReader.

public class DefaultReader<T> : IReader<T>
{
    private IReader<T> _reader = new SignedIntegersReader() as IReader<T>;

    public T Read(T[] arr, int index)
    {
        if (_reader != null)
        {
            return _reader.Read(arr, index);
        }
        return default(T);
    }

    public bool Supports<TType>()
    {
        return _reader.Supports<TType>();
    }
}

Проверим на практике:

class Program
{
    static void Main(string[] args)
    {
        var reader = new DefaultReader<int>();
 
        var arr = new int[] { 128, 256 };
 
        if (reader.Supports<int>())
        {
            for (int i = 0; i < arr.Length; i++)
            {
                Console.WriteLine("Reader result: {0}", reader.Read(arr, i));
            }
        }
    }
}

Таким образом, мы получили две реализации задачи проверки перегрузки по параметризированным типам – как во время компиляции, так и выполнения.
Tags:
Hubs:
Total votes 18: ↑16 and ↓2+14
Comments16

Articles