Pull to refresh

Съемка развлекательной телепередачи — дубль 3 (железо и софт)

Reading time 10 min
Views 3.9K
Итак, это третья часть цикла статей о том, как снимаются развлекательные телепередачи. В первой части было рассказано о предсъемочной подготовке, во второй — о процессе съемок и задействованных людях, эта часть будет о используемом программном и аппаратном обеспечении.


Скажу сразу, я не видел съемки ВСЕХ телепередач на ВСЕХ каналах — всего нескольких, у других всё может быть иначе. И я не являюсь профи почти ни в одной из описываемых ниже областей. Но я программист и немного электронщик, поэтому, думаю, многое понял и запомнил верно.

Студия



Свет
Под потолком вешаются фермы, на которые цепляются прожектора. Как правило, они крутятся по всем осям, светятся разными цветами, позволяют плавно менять мощность света. Встречаются, конечно, еще устаревшее железо — одноцветное или неповоротное, но уже всё меньше. Неудобное оно. Все светильники соединяются друг с другом по цепочке для передачи управляющих сигналов. Каждому устройству назначается номер (выставляется переключателями на боку прожектора). Управляется это всё с пульта контроля в аппаратной по протоколу DMX. Компьютер для контроля не используется — неудобно. Дальше работа происходит так: режиссер, главный оператор и главный световик собираются и начинают обсуждать световые программы. Режиссер говорит: «Когда герой правильно отвечает на вопрос, должно быть зелёное освещение студии, слабый свет на массовке и световые пятна на участнике и ведущем… еще зеленее, так, сильнее свет,… и пятно чуть шире, так...» — в это время оператор пульта перемещает лучи прожекторов, меняет цвета и яркости и т.д. Как только режиссеру и операторам нравиться — говорят «О! Вот так и должно быть при записи!» оператор нажимает кнопку «сохранить» и текущие настройки всех прожекторов сохраняются скажем, под программой «1». Теперь в любой момент оператор может нажать на пульте кнопку «1» и пульт отдаст всем устройствам команды, которые в точности воспроизведут эту световую схему. Делается обычно 5-8 световых программ: приветствие, правила игры, выход участника, правильный/неправильный ответы, выигрыш/проигрыш в игре, прощание, плюс всякие нелинейности каждой отдельной передачи.

Особняком стоят так называемые «световые пушки» — специальные прожектора, обычно белого света, которые провожают ведущего и/или участников во время их передвижения по студии. Управляются не с пульта, а отдельными людьми, которые прямо за этими «пушками» и стоят.

Звук
Общие микрофоны в зале, петличные микрофоны у ведущего, героев и гостей, колонки в студии, «подслушка» в ухе у ведущего. Звуковой пульт в аппаратной, на котором сходятся все входы и выходы. Коммутирует «этот вход на этот выход», записывает все входные линии в цифровом виде, позволяет выдавать в линии (обычно — на колонки в студии) всякие звуковые отбивки\заставки. Шнурки звуковые порой очень длинные, поэтому звук — симметричный. Плюс на звуковиках вся система связи, но о ней — ниже. Из фирм-производителей чаще всего встречал Sony и Sennheiser.

Камеры
Скажу сразу, профессиональная камера имеет ну очень мало общего с тем хухры-мухры за 400 баксов, что продаётся в магазине электроники на углу. Отличается всё — размеры, форм-фактор, юзабилити, настройки, интерфейсы… Ну в общем, всё другое.

Прежде всего крепления. Камера может быть закреплена на штативе. Штатив стоит на колёсиках или резиновых ножках( если на колёсиках — колёсики закрепляются стопором ). Штатив регулируется по всем осям, имеет удобные ручки для поворота камеры, имеет нанесённую шкалу для перемещения по всем осям. Собственно говоря, по ней операторы и ориентируются. Для них слова режиссера «общий план» значат примерно: «50 по высоте, поворот на 20 по оси Х и наклон на 5 вверх». В единицы измерения я не вникал. Перемещение по любой оси можно зафиксировать независимо от остальных. К примеру, если оператор знает, что его камера находиться на уровне глаз участников и смотреть в пол\потолок ему не надо, он просто фиксирует высоту камеры и возможность ее наклона вверх-вниз. И уже на 2 контролируемых координаты меньше, работать легче. Еще камера может крепиться на тележке, которая ездит по рельсам. Собственно говоря, на тележке стоит штатив (т.е. справедливо всё, написано выше), плюс есть человек, который эту тележку по команде толкает туда-сюда (ну или толкает двигатель, а человек контролирует движение). Еще один вариант — кран. Это такая длинная стрела, на которую сверху крепиться камера. Нужно это для эффектных съемок сверху, «наездов» на ведущего и героев, ну и вообще, серьезно добавляет передаче зрелищности. Краном управляют двое — один человек непосредственно крутит эту стрелу на противовесах, а второй (оператор) удаленно поворачивает\наклоняет\фокусирует камеру по вынесенному за ее пределы контрольному экранчику. Самый навороченный вариант — камера на кране, который находиться на тележке, которая ездит по рельсам. Как телевизионщики умудряются такими вещами управлять — я теряюсь.

Далее сама камера. Большие зумы, хорошая светочувствительность. Входные\выходные интерфейсы — как правило SDI. Зачем камере входной интерфейс? Для того, чтобы любой оператор на своём контрольном мониторе мог увидеть картинку с чужой камеры. Да, иногда бывает надо. Из прикольных фич — встроенные дальномеры и определители цветовой температуры. Из фирм мне чаще всего встречались Sony и Philips, из объективов — Canon. К стати, объектив вполне может стоить в пару раз дороже самой камеры. А камера может стоить до нескольких десятков тысяч баксов. Все камеры связаны с модулями контроля в аппаратной (о них ниже) и через них — между собой.

Есть ещё всякие прикольные камеры ночного видения, замедленной съемки, но у нас они используются мало, потому как дорогие. А за бугром — вполне.

Суфлёр
Суфлер — это такая штука, с которой ведущий читает большие объемы текста. Почти всегда используется в новостных телепередачах, но иногда и в развлекательных (когда надо точно прочитать правила или задать вопрос). Многие почему-то думают, что суфлёр — это такой монитор рядом с камерой, где прокручивается текст. Нифига подобного. Так было лет 20 назад, минус очевиден — взгляд ведущего направлен не в объектив камеры, а чуть вбок/вниз. Сегодня суфлёр — это такая специальная насадка на объектив камеры. Состоит из расположенного под углом 45 градусов односторонне-прозрачного зеркала и расположенного внизу, в горизонтальной плоскости экрана, который показывает зеркально инвертированный текст. Получается, что ведущий смотрит прямо в камеру и видит в ее объективе нормально расположенный после отражения в зеркале текст, а камера смотрит с другой стороны зеркала, и просто снимает ведущего. Тут, конечно, надо хорошую светочувствительность камеры, но телевизионные камеры на такое использование и рассчитаны. Прокручивается текст либо отдельным человеком в аппаратной (ответственным за суфлёр) либо педалькой под ногами у ведущего (достаточно удобно, сила нажатия регулирует скорость текста).

Экраны
Студия из обычных картонных стен и голого пола смотрится слабо. Поэтому для зрелищности многие шоу оснащаются большим таким видеоэкраном, на которым демонстрируются правила, задаются вопросы, выбираются темы, показываются видеосюжеты/телемосты. В былые времена активно использовались в этих целях проекторы и технология виртуальных студий. И то и другое своё отжило в силу крайней тусклости и нечеткости первого способа и сильно большой неискренности и ненатуральности картинки во втором. На сегодняшний день такие экраны делаются либо на основе светодиодных технологий, либо из бесшовных плазменных панелей. И то и другое — достаточно дорогая штука. Стенка размером пару на пару метров вполне может стоить миллион-полтора долларов, и берутся такие стены в аренду на короткие сроки, за большие деньги, под страховку и т.д. Как плюс — большая и чёткая картинка, высокое разрешение (в разы превышающее HD и FULL-HD), хорошая яркость, контрастность и цветопередача. Картинка сразу кажется значительно богаче и зрелищнее.

Формируется изображение на такие стены специальными видеосерверами с несколькими (порой очень многими) видеокартами. Специальное программное обеспечение позволяет рендерить на них единую «цельную» картинку, управлять сценами, показывать предварительно подготовленные заставки, отбивки, накладывать и комбинировать видео в реальном времени, захватывать изображение с видеокамер в студии, мгновенно реагировать на команды режиссера, записывать и выполнять макросы, работать с альфа-каналами, выводить вопросы или темы, использовать спецэффекты и т.д. Возможности этого софта на порядки превышают всякие там стандартные видеоплееры/PowerPoint'ы, приближаются к профессиональным видеоредакторам, но всё же лежат немного в другой плоскости в виду своей направленности на real-time работу.

Показываемые на экранах фоновые ролики и отбивки рендерятся предварительно, как правило на Apple-платформе (ну любят дизингеры всякие там Final Cut ы).

Аппаратная


Итак, что же есть в аппаратной.
-Упомянутый выше звуковой пульт со звуковиками. Рассказывалось выше, повторять не буду.
-Модули контроля камер. Это такие штуки, к которым подсоединяются находящиеся в студии камеры. Вкратце, нафига эта штука нужна. Дело в том, что поставить камеру в студии на нужном месте и повернуть в нужную сторону — это еще четверть дела. Камеру еще надо настроить: баланс белого, яркость, контраст, диафрагма и куча других вещей. А делать это оператор в студии не имеет ни времени, ни желания, ни возможности — в студии часто темно, экранчик камеры маленький и иногда черно-белый. Более того, настроить одну камеру — это еще полдела. В 10 раз сложнее настроить ВСЕ камеры так, чтобы они выдавали одинаковую картинку. Поэтому все эти настройки регулируются удаленно, отдельным человеком в аппаратной, с помощью вот таких девайсов. По одному Camera Control Unit на каждую камеру.
-Пульт контроля камер — собственно говоря, всё, указанное выше регулируется не ручками на десяти различных коробках, а с одного пульта, с удобными ручками, колёсиками и кнопками. Получается красиво и оперативно. Даже по ходу передачи можно какую-то диафрагму менять.
-Видеомагнитофоны, на которые записывается передача. По части стандартов и унификации в этом деле — разброд и шатание. Каждая страна и каждый канал решает, вещает он в аналоге или цифре, в эфире или спутнике, в Pal, Secam, Ntsc или каком-нибудь HD. Исходя из этого и выбирается формат, способы записи и хранения материала. Справедливости ради надо сказать, что сейчас уже почти все пишут в цифре, независимо от того, как дальше будут вещать. Но и цифровых форматов и носителей целая куча, не все совместимы.
-Мониторы контроля камер ( по одному на камеру ) и мониторы контроля записи (по одному на каждый видеомагнитофон). Это могут быть отдельные аппаратные мониторы, или одна-две больших панели (50-60 дюймов), на которые изображения выводятся в отдельные окошки. Именно на эти мониторы и смотрят режиссер(ы) во время работы.
-Пульт линейного монтажа. Простейший линейный монтаж осуществляется во время записи передачи. Режиссер линейного монтажа смотрит на мониторы контроля камер и нажимает на пульте кнопки, переключающие сигнал с определенной камеры на определённый видеомагнитофон. Камер много, видеомагнитофонов тоже несколько. Надо писать «основную линию» по запланированному заранее сценарию и на всякий случай «подписывать» другие камеры. Вдруг на основном плане случиться какая-то лажа? Или вдруг неосновная камера возьмет какой-то неожиданно удачный план? Потом на монтаже всё это внимательно отсмотрится и возможно, пригодиться. А возможно, основная запись окажется самой лучшей.
-Компьютер контроля суфлёра. На нём набиваются тексты для суфлера. Ну и прокручиваются по ходу передачи. Или обычным скроллингом мыши, или специальным девайсом с крутилкой. Задача простая, платформа — Windows.
-Пульты или компьютеры контроля видеоэранов, освещения и спецэффектов со своими операторами. Само собой, что всё железо в студии управляется удалённо, а люди, контролирующие его, должны находиться возле режиссера, чтобы слушать его команды и координироваться друг с другом.

Связь


Ну, то, что члены съёмочной бригады пользуются мобилками — это, наверное, не очень большой секрет. :) Но мобилками они пользуются только на подготовительном этапе и в начале рабочего дня — когда еще не все собрались. После этого мобилки выключаются. Целей две: чтобы телефон случайно не зазвонил во время съемки и потому, что для оперативной связи телефон не подходит — пока наберешь нужного человека, пока произойдет соединение, пока он ответит — может потеряться секунд 15-20. Что недопустимо. Поэтому во время съемок способы связи такие:
-громкая связь в студии (так режиссер общается с массовкой, с участниками, объявляет о начале и окончании съемок, перерывах и т.д.). Это просто 2-3 обычных колонки. Из них же во время съемки может звучать фоновая музыка, отбивки и т.д.
-подслушки (так общается режиссер с ведущим(и), с начальником массовки, если есть жюри, эксперты, гости — иногда и с ними). Это такие маленькие наушники-таблетки. Вкладываются в уши, от них идёт шнурок к радиомодулю, висящему на поясе за спиной. Радиомодули на аккумуляторах, их хватает на день работы. Ночью заряжаются. Когда режиссеру надо что-то сказать ведущему или кому-то еще, он нажимает кнопку на пульте (все в аппаратной замолкают), и только тогда адресат его слышит. Если бы ведущий постоянно слышал, что твориться в аппаратной — часто отвлекался бы, а если бы это слышала массовка, участники или гости — обиделись бы и ушли. Так что связь — только по кнопке.
-коротковолновые радиостанции. Walkie-talkie. Такие маленькие коробочки с двумя кнопками (вкл/выкл, говорить/слушать) и двумя ручками (регулятор громкости и переключатель каналов). Иногда с гнездом для подключения гарнитуры. Радиус работы — менее километра (а больше и не надо). Перед началом передачи такие радиостанции раздаются всем ключевым участникам процесса, не находящимся в аппаратной — световикам, администраторам, продюссерам и т.д. Оглашается политика использования каналов. На небольших передачах может использоваться один общий канал для всех. На больших — договариваются, мол первый канал — для общения звуковиков, второй — световики, третий — администраторы. И когда режиссеру надо спросить какого чёрта погас большой прожектор в центре сцены, он знает, что спрашивать это надо на втором канале.
-связь режиссера с опереторами. Не ведется ни одним из вышеперечисленных способов. Операторы всегда одевают аудиогарнитуру, присоединненую к камере и далее — к магистрали связи «камера-модуль контроля камеры-видеопульт». Рядом с картинкой там бегает и звук.
-устная речь, усиленная матерными оборотами. Собственно говоря, всё очень рядом. Радиус студии редко больше 10 метров, расстояние до аппаратной — редко больше 30. Вполне можно и наорать просто голосом. А запись? Да ладно, это ж звук. Его монтажить намного легче, чем видео. Монтаж звуковых дорожек всё-равно будет вестить с микрофонов ведущего и участников. А они направленные и левые шумы хорошо гасят.

Энергия


Используемая техника кушает достаточно много энергии. Но при проектировании и студийных павильонов, и тем более тех старых заброшенных цехов, о которых я рассказывал в первой части, делались очень хорошие запасы по этой части. Наличие 5-8 независимых фаз и потребление до 50-80 Квт/ч электричества — обычное дело. На ключевых точках (аппаратная, видеосервер) стоят бесперебойники. Обязательно присутствует электрик и энергетик (это разные люди).
Всё это, однако, не мешает гореть проводке, включаться в чужую фазу, подключать обогреватели к цепи освещения и делать прочие глупости. Самое слабое звено в электрической цепи — человек.

Собственно говоря, цикл статей о съемке развлекательных телепередач окончен.

Спасибо всем читателям. Буду рад узнать, статьи на какие темы телевизионного продакшна были бы еще интересны хабраобществу.
Tags:
Hubs:
+115
Comments 39
Comments Comments 39

Articles