Pull to refresh

История книг и будущее библиотек

Reading time6 min
Views5.3K
image

Книги в том виде, в котором мы привыкли их себе представлять, возникли не так уж давно. В древности основным носителем информации был папирус, но после введения запрета на его экспорт эту нишу занял пергамент. По мере заката Римской империи книги переставали быть свитками и листы пергамента начали сшивать в тома. Этот процесс происходил постепенно, некоторое время свитки и книги сосуществовали, но понемногу книга в привычном нам виде вытеснила свитки.

Производство таких книг обходилось весьма недёшево, в средневековье им занимались в основном монастыри, располагающие собственной библиотекой, где целые бригады монахов-переписчиков, которые разделялись по специализациям, могли относительно быстро скопировать ту или иную книгу. Естественно, позволить себе это могли далеко не все. Богато оформленная книга стоила как дом или даже целое поместье. Позднее эту монополию начали оспаривать университеты, где вместо монахов переписчиками работали студенты.

По мере роста популярности грамотности среди высших слоев общества повышался и спрос на книги. Возникла необходимость их удешевления, и постепенно на первый план стало выходить использование бумаги. Бумажные книги, пусть и рукописные, стоили в несколько раз дешевле пергаментных, их количество существенно возросло. Появление печатного станка спровоцировало следующий рывок развития книжного дела. В середине 15-го века производство книг удешевилось ещё в несколько раз. После чего книгопроизводство стало массово доступно и коммерческим издательствам. Количество издаваемой литературы стремительно росло, вместе с ней росло и количество знаний.

При этом большая часть накопленных знаний той эпохи относилась к истории и философии, а получить допуск в монастырскую, университетскую или частную библиотеку мог далеко не каждый. Ситуация начала меняться в конце XVII века. Стали появляться государственные публичные библиотеки, куда присылались образцы всех отпечатанных издательствами экземпляров вместе с краткими описаниями содержимого. В частности, так было в Национальной библиотеке Франции (бывшая Королевская библиотека Biblioteque du Roi), где библиотекарем был Готфрид Вильгельм Лейбниц (с 1690 по 1716). Государственные библиотеки, в свою очередь, объединялись в консорциумы и обрастали филиалами.

Создать большое количество публичных библиотек было финансово затруднительно, поэтому в XVIII-XIX вв. многие монастыри под угрозой конфискации вынуждены были открыть свои библиотеки для публики. В то же время для наполнения государственных библиотек начали проводиться конфискации литературы из церковных и приходских собраний, где было сосредоточено значительное количество редких произведений. В различных странах это происходило с вариациями и неодновременно, но суть происходящего укладывалась в описанную выше тенденцию и временные отрезки.

Почему государства проигнорировали авторское право и пошли на прямой конфликт с церковью? Полагаю, власти наиболее прогрессивных стран понимали, что доступные знания становятся стратегически важным ресурсом. Чем больше в стране накоплено знаний, чем они доступнее населению, тем выше в стране количество умных и образованных людей, быстрее развивается промышленность, торговля, культура и тем такая страна конкурентоспособнее.

Идеальная библиотека должна обладать максимальным объёмом знаний, быть доступной для всех заинтересованных в получении информации, допуск к которой предоставляется быстро, удобно и эффективно.

К 1995 году в той же Национальной библиотеке Франции хранилось уже 12 млн. изданий. Конечно, прочитать такое количество книг самому — невозможно. За всю жизнь человек может прочитать примерно 8000 томов (при средней скорости чтения 2-3 книги в неделю). В большинстве случаев задача состоит в том, чтобы быстро получить доступ к необходимой конкретно вам информации. Для этого недостаточно просто создать широкую сеть городских и районных библиотек.

Эту проблему осознали давно, и чтобы облегчить поиск и объединить максимально широкий спектр человеческих знаний, в XVIII в., по инициативе Дени Дидро и математика Жана д'Аламбера была создана энциклопедия. Поначалу их деятельность была принята в штыки не только церковью, но и государственными деятелями, поскольку их идеи шли вразрез не только с клерикализмом, но и с консерватизмом в целом. Поскольку идеи энциклопедистов сыграли не последнюю роль в подготовке Великой Французской революции, это вполне объяснимо.

Таким образом, государства, с одной стороны, заинтересованы в широком распространении знаний среди населения, с другой — желают сохранить определенный контроль над теми книгами, которые по мнению властей не желательны (т.е. цензуру).
По этой причине даже в государственных библиотеках получить доступ можно далеко не к каждой книге. И это явление объясняется отнюдь не только ветхостью и редкостью этих изданий.

Контроль над издательствами и библиотеками со стороны государства, существует и поныне, с появлением интернета ставки выросли, а противоречия лишь обострились. В России в 1994 г. появилась библиотека Максима Мошкова. Но уже через десять лет работы начались первые судебные процессы, а вслед за этим и DoS-атаки. Стало очевидно, что все книги выкладывать не получится, и владелец библиотеки вынужден принимать “сложные решения”. Принятие этих решений привело к появлению других библиотек, новым судебным искам, DoS-атакам, блокировкам со стороны надзорных органов (т. е. государства) и т. п.

Вместе с появлением интернет-библиотек возникли интернет-справочники. В 2001 году появилась Википедия. Там тоже не все гладко, и не каждое государство позволяет своим гражданам получать доступ к “непроверенным сведениям” (т. е. не цензурируемым этим самым государством).

image

Если подписчикам БСЭ во времена СССР рассылали весьма наивные письма с просьбой вырезать ту или иную страницу и надеялись, что часть “сознательных” граждан последует инструкции, то централизованная электронная библиотека (или энциклопедия) может править неугодные тексты, как заблагорассудится ее администрации. Это отлично проиллюстрировано в повести “Скотный двор” Джорджа Оруэлла — тезисы, написанные мелом на стене, правятся под покровом ночи заинтересованной стороной.

Таким образом, борьба между желанием предоставить информацию максимальному количеству людей для их умственного развития, культуры, богатства и желанием контролировать мысли людей, зарабатывать на ней побольше денег продолжается и поныне. Государства находятся в поисках компромисса, поскольку если будет запрещено многое, то, во-первых, неизбежно возникнут альтернативные источники, предлагающие более интересный ассортимент (мы это наблюдаем на примере торрентов и пиратских библиотек). А во-вторых, в долгосрочной перспективе это ограничит возможности самого государства.

Как должна выглядеть идеальная государственная электронная библиотека, которая бы связала интересы всех воедино?

В моём представлении она должна содержать все изданные книги, журналы и газеты, возможно, доступные как для прочтения, так и скачивания с небольшой задержкой. Под небольшой задержкой я подразумеваю максимальный срок до полугода-года для романа, месяц для журнала и день-два для газеты. Наполняться она должна не только за счет издателей и оцифрованных книг из других государственных библиотек, но, в том числе, и силами самих читателей / писателей, которые бы присылали в неё тексты.

Большая часть книг и других материалов должна быть доступна (под лицензией Creative Commons), то есть совершенно бесплатно. Книги, авторы которых лично выразили желание получать деньги за скачивание и просмотр своих произведений, должны помещаться в отдельную категорию «Коммерческая литература». Ценник в этом разделе должен быть ограничен верхней планкой таким образом, чтобы прочитать и скачать файл мог совершенно любой человек, не особенно беспокоясь о своем бюджете — доли процента от размера минимальной пенсии (примерно 5 -10 рублей за книгу). Выплаты по этому авторскому требованию должны производиться только самому автору (соавтору, переводчику), а не его представителям, издателям, родственниками, секретаршам и т. п.

А как же писатель?


Кассы от реализации коммерческих изданий не будут огромными, но при большом количестве скачиваний — вполне приличными. Кроме того, авторы могут получать гранты и премии не только государственные, но и частные. Возможно, обогатиться на государственной библиотеке и не удастся, но какие-то деньги она, в силу своего размера, принесёт, а главное — даст возможность прочитать произведение огромному количеству людей.

А как же издатель?


Издатель возник и существовал во времена, когда продавать можно было носитель. Продажа на традиционных носителях никуда не денется и ещё долгое время будет приносить доход. С него и будут существовать издательства.
Во времена электронных книг и интернета услуги издательства легко заменимы — при необходимости автор может самостоятельно найти редактора, корректора или переводчика.

А как же государство?


Государство получает культурное и образованное население, которое “множит его величие и славу своими деяниями”. Кроме того, оно приобретает возможность хоть минимально регулировать процесс наполнения. Разумеется, такая библиотека будет иметь смысл только в том случае, если эта регуляция будет равна или стремиться к нулю, иначе вскоре появится альтернатива.

Вы можете поделиться своим видением идеальной библиотеки, дополнить мою версию или оспорить её в комментариях.
Tags:
Hubs:
Total votes 11: ↑9 and ↓2+7
Comments35

Articles