Pull to refresh

Доклад Римского клуба 2018, Глава 1.7 «Неустойчивый рост населения и урбанизация»

Reading time 9 min
Views 7.6K
Original author: Prof. Ernst von Weizsäcker and Dr. Anders Wijkman
image

Рисунок 1.14 в Главе 1.10 имеет две пунктирные линии. Верхняя из них — “мировая биоёмкость за 1961 год”, т.е. допустимый экологический след на душу населения в мире с населением в 3,1 миллиарда человек. Нижняя линия — биоёмкость за 2012 год с популяцией в 7 миллиардов человек. Ситуация была бы намного более комфортной, если бы население Земли 50 лет назад стабилизировалось на уровне ниже 3,5 миллиарда. Впрочем, большинство демографов уверены, что стабилизация не произойдёт ранее второй половины текущего века, и тогда число жителей планеты превысит 10 миллиардов. Рассматривая тему устойчивого развития, просто невозможно не затронуть вопрос населения Земли, который в политическом плане является чрезвычайно деликатным.

1.7.1 Динамика населения


В XIX веке индустриальные страны пережили крутой рост населения, но решили свои национальные проблемы перенаселения путём завоевания других частей света, в особенности Америки, Африки и Австралии, позволив большому числу людей мигрировать туда. Таким образом, для этих стран вопрос убеждения развивающихся стран остановить свой рост является политически неосуществимой затеей.

Однако, для самих развивающихся стран разумно и продуктивно задуматься над способами и мерами выхода на курс устойчивости численности населения. Фонд ООН в области народонаселения опубликовал результаты нового исследования [70], которые подтверждают положительную корреляцию между успехами в экономике и сдерживанием роста населения (см. Рисунок 1.8). Регионы с быстрым ростом населения ассоциируются со слабым развитием, хотя, разумеется, причина и следствие в этой корреляции могут меняться местами. Тем не менее, является установленным фактом, что в большинстве культур достижение высокого уровня развития (т.е. достаточного образования, уровня занятости и самоопределения женщин, а также доступа к обильной энергии) ведёт к стабилизации численности населения в этой группе. И наоборот, высокопоставленные политики и религиозные лидеры должны осознавать, что сильный рост населения склонен ослаблять экономическое развитие их стран.


Рисунок 1.8 — Суммарный прогресс достижения 16 Целей развития тысячелетия, основанный на официальных данных Cтатистического отдела ООН. График отражает зависимость между изменением численности населения (в процентах) и прогрессом в достижении Целей развития тысячелетия (в очках) в период с 1990 по 2014 годы, среди различных регионов мира. Страна получает 3 очка за каждую достигнутую цель, 0 очков при недостаточном прогрессе в достижении цели или теряет 3 очка, если прогресс отсутствовал или замедлился. Серьёзный рост населения коррелирует со слабым развитием (Источник: Michael Herrmann. 2015. Consequential Omissions. How demography shapes development – Lessons from the MDGs for the SDGs. New York and Berlin: United Nations Population Fund and the Berlin Institute for Population and Development, UNFPA 2015)

На имеющей предел планете рост населения должен быть сокращён до того, как природа примет меры. Римский клуб одобряет действия тех стран, в которых нашли способ стремительно сократить уровень воспроизводства населения, а также поздравляет их в активном продвижении программ, которые доказали свою эффективность в достижении таких мер (здравоохранения новорожденных и детей до 5 лет; таких услуг, как планирование семьи, образование и эмансипация женщин), а также за целенаправленное увеличение благосостояния на душу населения и предоставление определённого социального страхования для пожилых — всё это помогает искоренить стремление к тому, чтобы иметь большие семьи.

Недавнее исследование К.С. и Лутца [71] содержит оценки, что лучшее образование может привести к снижению мирового населения на 1 миллиард к 2050 году по сравнению с текущими ожиданиями (см. Рисунок 1.9). Многие развивающиеся страны для поиска пути устойчивого развития уже поручились оказывать поддержку женщинам в получении ими образования и включении их в экономику. Для взаимодействия в области развития обязательным условием является фокусирование на достижении желаемых результатов в этой области.


Рисунок 1.9 — Несколько прогнозов о численности населения в 2050 году в зависимости от профиля образованности населения. Прогноз в центре (SSP1) в 8,5 миллиарда человек основан на сценарии с высокой образованностью, тогда как прогноз SSP3 с низким уровнем образованности приводит к 10 миллиардам людей. Левый график — положение на момент 2010 года. (Источник: KC S, Lutz W (2014). Demographic scenarios by age, sex and education corresponding to the SSP narratives. Population and Environment 35 (3): pp. 243–260. DOI: 10.1007/s11111-014-0205-4)

Богатейшие страны обязались в соответствии с Каирской программой действий 1994 года предоставлять услуги в области репродуктивного здоровья и планирования семьи, однако ни правительства, ни спонсирующие организации пока что не держат своих Каирских обещаний. Это означает, что по оценкам около половины миллиона женщин по всему миру каждый год умирают во время родов. Сотни миллионов пар ограничены в доступе к контрацептивам — ситуация, которую до недавнего времени помогала укреплять католическая церковь. И хотя сейчас намного больше детей посещают школу, чем это было 10 лет назад, всё ещё наблюдается разрыв между мальчиками и девочками. В странах вроде Индии, Непала, Того, Йемена и в некоторых частях Турции мальчиков в школах на 20% больше, чем девочек. В бедных сельских областях Пакистана менее четверти девочек получают образование.

Во многих развивающихся странах на одну женщину приходится от 4 до 8 родов. Основная причина — нищета. Однако низкий статус женщины в обществе также играет большую роль, да и все формы дискриминации женщин остаются серьёзной проблемой. Для оценки экономических издержек и выгод от гендерного разрыва с целью поддержки возможностей для женщин в Индии была основана компания TalentNomics. [72]

Что касается влияния на окружающую среду вследствие роста численности населения, то очевидно, что числа сами по себе не опишут картину целиком. Выведенное Паулем Эрлихом и Джоном Холдреном уравнение “В=НБТ” [73] содержит три фактора, затрагивающих влияние человека на окружающую среду (В): численность населения (Н), относительное благополучие (Б) и применение технологий (Т), где Т определяется как надежда разительного снижения влияния человека на окружающую среду на единицу добавленной стоимости (см. Главы 3.4, 3.8 и 3.9).

Недавний век “великого ускорения” (см. Рисунок 1.6) ясно показывает, что одна лишь численность населения не объясняет массивного увеличение влияния человека: хотя количество людей выросло в пять раз, оборот мировой экономики возрос в 40 раз, а использование ископаемого топлива в 16; вылов рыбы увеличился в 35 раз, а использование воды человеком в 9.

Пока численность населения остаётся одним из факторов, объясняющим рост влияния человечества, критически важно по всему миру (не только в Африке) увеличить меры по стимулированию семей к сокращению количества рождений. Справиться с изменением климата и разрушением экосистемы будет более реалистично, если население Земли установится в районе 9 миллиардов (что ещё возможно), чем между 10 и 11 миллиардами или более.

1.7.2 Урбанизация


Человечество превращается из вида, ведущего сельский образ жизни, в городской вид. Мировую урбанизацию, по-видимому, нельзя остановить (см. Рисунок 1.10). В развитых и развивающихся странах города по сравнению с сельской местностью позволяют легче получить доступ к ресурсам, предоставляют больше возможностей для трудоустройства, а также обладают выгодами в области культуры, образования и медицины. Эти центры экономической силы и социального взаимодействия, производства и потребления имеют магнетическую привлекательность.


Рисунок 1.10 — Создание городского века: прогнозируется, что за 100 лет население городов вырастет почти в 10 раз и составит 70% от общемировой численности. (Источник: UN Department of Economic & Social Affairs, Population Division)

В 1800 году существовал лишь один город с населением больше миллиона жителей — Лондон. Далее с этого момента мировая урбанизация, тесно связанная с достижениями промышленной революции, шла полным ходом. С 1900 по 2011 год мировая численность населения выросла в 4,5 раза — с 1,5 до 7 миллиардов. За это время мировая численность городского населения расширилась в 16 раз — с 225 миллионов до 3,6 миллиарда (до примерно 52% от общей численности населения). Ожидается, что к 2030 году 60% населения Земли (4,9 миллиарда человек) будут проживать в городах — примерно в 3 раза больше, чем в 1900 году составляла вся мировая популяция. [74] Сегодня на планете более 300 городов с населением в миллион человек и более, 22 мегагорода с 10-миллионным населением — 16 из них приходится на развивающиеся страны. [75]

Современные города с миллионным населением — несомненно, изумительное достижение. Они являются пространством, в котором человечество осуществляет кучу социальных, экономических и культурных дел. Они — центры глобальных коммуникационных и транспортных систем. Они привлекают инвесторов, т.к. предлагают большое разнообразие сервисов по сравнительно низкой удельной стоимости. Один из аспектов городской жизни, связанный с улучшением устойчивого развития, состоит в том, что урбанизация весьма позитивно коррелирует с сокращением уровня рождаемости, и это уже является эмпирически установленным фактом. [76]

Но существуют и некоторых экологические недостатки: потребность в ресурсах и производство отходов в городах составляет большую часть экологического следа человечества. Нам нужно быть готовыми столкнуться с основным противоречием: хотя города становятся нашим основным местом обитания, урбанизация в своём текущем виде способствует скорому увеличению доли экологического следа человечества. Исследования в Китае и Индии показали, что перемещение людей из сёл в города обычно приводит к четырёхкратному увеличению потребления ими ресурсов. [77] Совокупное влияние человечества на экологию уже чрезвычайно превысило биоёмкость Земли (см. Главу 1.10).

Достаточность материалов и беспорядочная городская застройка идут рука об руку. И это связано с желанием человека иметь больше жилой площади, использовать автомобиль для перемещения и возможности скрыться от городского шума, загрязнений и преступности. Рост городов и транспортной инфраструктуры, соединяющей города, по всему миру поглощает как никогда плодородные земли. Так что феномен ускоряющейся урбанизации представляет также проблему из-за сокращения сельскохозяйственных площадей, а также пространства для дикой природы. Всё это означает, что, хотя города занимают лишь небольшую долю земной поверхности, их экологический след затрагивает большую часть производительной земли и поверхности морей на планете.

Один из соавторов данный книги, Герби Жирарде, установил, что экологический след Лондона превышает площадь самого города в 125 раз, а это приблизительно эквивалентно площади плодородной земли всей Англии. [78] Типичный североамериканский город с населением в 650 тыс. человек для удовлетворения своих бытовых нужд потребовал бы 30 тыс. квадратных км земли — примерная площадь о-ва Ванкувер в Канаде. Для сравнения, схожий по размерам город в Индии (где уровень жизни существенно ниже, к тому же преобладает вегетарианская диета) потребовал бы лишь 2,8 тыс. квадратных км. [79]

Весьма интересна ситуация в Китае, наиболее густонаселённой стране в мире: Китай показывает наибольший показатель роста урбанизации среди всех страх — ожидается увеличение этого показателя с 54% в 2016 году до 60% в 2020-м. Сотни миллионов людей уже переместились из деревень в города, и зачастую — мегагорода. В последнее время часто придавалось огласке стремление Китая создать экологическую цивилизацию (см. Главу 3.16). Конечно, такова официальная политика правительств в отношении урбанизации — достичь соответствующего уровня процветания. “Национальный план нового типа по урбанизации на период 2014-2020 годов” [80] по существу отмечает: “Национальные потребности являются главной движущей силой для развития Китая, и главный потенциал для расширения национальных потребностей заложен в урбанизации”. И национальные потребности, и урбанизация в том числе предназначены для сокращения нездорового (позитивного) торгового баланса Китая. Но ещё предстоит показать, как всё это не пойдёт вразрез с целями Китая в достижении устойчивой окружающей среды.

Является ли урбанизированный мир, где преобладают хаотично застроенные города и мегагорода со свойственным им значительным экологическим следом, неминуемым — или есть альтернативы? Способны ли города существовать и даже преуспевать, опираясь на региональные, нежели мировые ресурсы? Могут ли они в рамках ограниченной планеты быть спроектированы, чтобы постоянно возобновлять ресурсы, от которых они зависят? Глава 3.6 даст несколько оптимистических ответов.

Продолжение следует...

Если вам интересно, приглашаю присоединиться к «флэшмобу» по переводу 220-страничного доклада. Пишите в личку или на почту magisterludi2016@yandex.ru

Еще переводы доклада Римского Клуба 2018


Предисловие

Глава 1.1.1
«Различные типы кризисов и чувство беспомощности»

Глава 1.1.2:
«Финансификация»

Глава 1.1.3:
«Пустой Мир Против Полного Мира»

Глава 1.5:
«Климатический вызов»

Глава 1.6:
«Технологические дикие карты»

Глава 1.10:
«Повестка 2030: Дьявол кроется в реализации»

Глава 1.11:
«Подрывные технологии и цифровая революция»

Глава 1.12:
«От пустого мира до полного мира»


Глава 2.6:
«Философские ошибки рыночной доктрины»

Глава 2.10:
«Быть может, нам нужна новая эпоха Просвещения»


Глава 3.1:
«Регенеративная экономика»

Глава 3.2:
«Development Alternatives»

Глава 3.3:
«Синяя экономика»

Глава 3.4:
«Децентрализованная энергия»

Глава 3.5:
«Некоторые истории успеха в сельском хозяйстве»

Глава 3.6:
«Регенеративная урбанистика: Экополис»

Глава 3.7:
«Климат: хорошие новости, но большие проблемы»

Глава 3.8:
«Экономика замкнутого цикла требует иной логики»

Глава 3.9:
«Пятикратная производительность ресурсов»

Глава 3.10:
«Налог на биты»

Глава 3.11:
«Реформы финансового сектора»

Глава 3.12:
«Реформы экономической системы»

Глава 3.13:
«Филантропия, инвестиции, краудсорс и блокчейн»

Глава 3.14:
«Не ВВП единым...»

Глава 3.15:
«Коллективное лидерство»

Глава 3.16:
«Глобальное правительство»

Глава 3.17:
«Действия на национальном уровне: Китай и Бутан»

Глава 3.18:
«Грамотность в отношении будущего»


«Аналитика»


Tags:
Hubs:
+18
Comments 2
Comments Comments 2

Articles