Pull to refresh

К чему конкретно готовятся «выживальщики»?

Reading time4 min
Views14K
Original author: John Timmer

Среди их мотиваций – предупреждения от правительства и освещение катаклизмов в СМИ



Настоящему выживальщику такой набор покажется недостаточным

Сурвивалисты, или выживальщики – люди, готовящиеся выживать без поддержки со стороны общества — представляют, судя по всему, довольно крупное движение среди жителей США, и довольно недавнее [на самом деле, они существуют с холодной войны, ещё с середины 70-х / прим. перев.]. За последнее десятилетие компании, обеспечивающие запросы людей, желающих составить независимые запасы еды, воды и энергии, увеличили свою прибыль на 700%. В США продукция для выживальщиков продаётся в таких супермаркетах, как Costco [склады самообслуживания], Kmart [супермаркеты одежды, электроники, товаров для дома] и Bed Bath & Beyond [товары для ванной, спальни, кухни].

Но непонятно, почему этот рост происходит – почему всё больше людей готовятся к общественному коллапсу? Некоторые объяснения упирают на склонность к паранойе в американском обществе или на страхе перед террористами или природными катаклизмами. Но реальных свидетельств, которые поддерживали бы любое из этих объяснений, как главную причину роста, довольно мало.

Майкл Миллз из британского Университета Кента решил устранить этот пробел в знаниях. Он отправился в путешествие по Америке, провёл время за беседами (и разделкой добытых животных) с 39 различными выживальщиками в 18 штатах США. Миллз считает, что выживальщиками движет не безумная паранойя, а постоянная концентрация СМИ на освещении природных катаклизмов, и заявления правительства, призывающего граждан готовиться к худшему.

Цена страха


С точки зрения общества, выживальщики (когда общество вообще обращает на них внимание) – это люди, готовящиеся к коллапсу общества, после которого деньги, линии электропередач и всё, что от них зависит, перестанет быть доступным. Выживальщики готовятся очищать воду перед питьём, охотиться и разделывать добычу, отпугивать всех, кто попытается покуситься на частичку их постапокалиптического счастья, возможно, даже при помощи огнестрельного оружия. Возможно, даже строят бункеры.

Но такое представление частично навязывается наиболее известными из разновидностей выживальщиков: людьми, о которых рассказывали в реалити-шоу Doomsday Preppers, шедшем по каналу National Geographic. Это шоу проникло и в академическую литературу: Миллз цитировал исследование, анализировавшее психологию людей, в нём участвовавших. Хотя Миллз не говорит этого прямо, разумно задуматься о том, можно ли составить правильное представление о сообществе выживальщиков только исходя из тех людей, которых продюсеры этого шоу сочли наиболее подходящими для телевидения.

Чтобы выяснить всё самостоятельно, Миллз дал объявления на популярных сайтах для выживальщиков, набрал команду и начал своё путешествие. Его целью было не количественное исследование; это была этнографическая экспедиция, в процессе которой он в основном говорил с людьми, проводил с ними время, и искал параллели в их образах мышления. Важно отметить, что вне зависимости от популярности сайтов для выживальщиков, он вряд ли дают полный срез этого сообщества – как и выборка людей, согласившихся побеседовать с исследователем. Тем не менее, такое исследование наверняка будет более глубоким, чем просто наблюдение за выборкой людей, хорошо подходящих для телешоу.

На самом деле, один из них так и сказал Миллзу – это «не то же самое, что шоу Doomsday Preppers». Эти люди не готовились к полному коллапсу общества. Они готовились к локальному коллапсу привычных услуг, который может растянуться на несколько месяцев. Не Армагеддон, а какой-нибудь ураган Ирма – который ещё не ударил по стране, когда Миллз проводил свои интервью. Однако после этого Миллз говорил, что подготовка к выживанию на пару месяцев без ключевых услуг – это серьёзная недооценка того, что может потребоваться. Запасов выживальщиков обычно хватает именно на пару месяцев, и Миллз сказал, что обычно они оценивают эти запасы, как «больше, чем им может понадобиться».

Ещё одно ключевое отличие – у выживальщиков нет ожидания определённого катаклизма, который должен произойти. Некоторые из них проживали в местах, подверженных затоплению при наводнениях, но всегда упоминали и такие опасности, как терроризм или распространение новых заболеваний. Для многих из них подобные риски не приводили к ощущению неминуемой катастрофы. Подготовка к несчастьям больше проводилась «на всякий случай». Как заключил Миллз: «Их опасения обычно возникают как реакция на множество различных катастроф, которые широко освещаются и признаются в американской культуре».

СМИ и правительство


Торнадо, ураганы, пожары, землетрясения – в США есть довольно мало мест, в которых отсутствуют риски природных катаклизмов, а теракты и вспышки новых болезней могут произойти почти везде. Так какие же факторы заставляют некоторых людей реагировать на такие риски, готовясь выживать без услуг, предоставляемых частными лицами и правительством, и без поддержки аварийных служб?

Один из факторов, по мнению Миллза, заключается в том, что организации, отвечающие за работу аварийных служб, говорят о том, что люди должны уметь справляться с бедой и самостоятельно. «Федеральные агентства поощряют американских граждан к размышлениям о выживании в чрезвычайных ситуациях без их помощи», — пишет Миллз. Правительство также предупреждает людей о необходимости готовиться к рискам, которые так и не реализовались. С 2003 года одна из групп в Министерстве внутренней безопасности США предупреждала людей о необходимости иметь «безопасную комнату, клейкую ленту и листы пластика, необходимые для обеспечения безопасности дома против (не происходивших ранее) химических атак террористов».

Вторая мотивация исходит от СМИ, склонных давать непрерывное освещение природных катаклизмов и их последствий. Миллз говорит, что почти все опрошенные упоминали ураган Катрина или ураган Сэнди, или оба их сразу. Путешествие Миллза проходило в 2014-м, поэтому лихорадка Эбола и ИГИЛ [запрещённая в РФ террористическая организация / прим. перев.] часто упоминались выживальщиками в качестве рисков.

Он заключил, что выживальщики реагируют на то, что слышат: «подготовка к выживанию – это явление с ясной, и доселе не признаваемой связью с распространением информации о рисках и проблемах США XXI века». Иначе говоря, подготовка к выживанию может быть необычным откликом проблемы, возникающие при попытке рассказать обществу о рисках, но это один из вариантов, находящихся в целом спектре различных реакций, а не отдельное явление.

Такое объяснение, как пишет Миллз, всё же оставляет несколько вопросов открытыми – например, почему такая реакция так популярна в США, и почему многие из тех граждан, которым грозят те же самые риски, не могут даже запастись парой бутылок воды или собрать рюкзак с самым необходимым.
Only registered users can participate in poll. Log in, please.
Выживальщики — сколько их?
6.55% У меня хранятся запасы еды и лекарств на несколько месяцев22
10.12% Есть рюкзак для катаклизмов34
24.7% Таскаю с собой мультитул / перцовый баллончик83
58.63% Сурвивализм для меня — это круглосуточный продуктовый магазин недалеко от дома197
336 users voted. 94 users abstained.
Tags:
Hubs:
If this publication inspired you and you want to support the author, do not hesitate to click on the button
+7
Comments61

Articles

Change theme settings