Pull to refresh

В Оксфордском музее собрали портреты насекомых из десятков тысяч макро-фотографий

Reading time 3 min
Views 10K


Весной этого года британский фотограф Левон Бисс совместно с Оксфордским музеем естественной истории представил проект «Микроскульптура». Заглянув на территорию музея, его посетители оказываются окружены трехметровыми портретами микроскопических насекомых. Помимо невероятной красоты, эти фотографии представляют собой и научную ценность. Зачастую многие насекомые не превышают одного сантиметра в длину, и все тонкие детали, «микроскульптура» тела скрыты от человеческого глаза. Неудивительно, что именно этот энтомологический термин послужил названием для совместного проекта ученого и фотографа.

В повседневной жизни мы привыкли не обращать внимания на насекомых, но многие из нас в детстве рассматривали их снимки в энциклопедиях: вот самка богомола готовится к завтраку, а здесь жук-носорог, нарушая все законы аэродинамики, проносится над объективом фотоаппарата. Возможно, кто-то после прочтения захотел связать свою жизнь с фотографией, а кому-то приходила в голову идея посмотреть на жучков и паучков под микроскопом: они становились энтомологами и посвящали свою жизнь изучению этих удивительных существ. Обычно их жизненные пути редко пересекаются, но вот, что бывает, если талантливый фотограф встречает увлеченного энтомолога.



До 2014 года Левон Бисс и не думал о том, что когда-нибудь будет фотографировать насекомых: почти двадцать лет он занимался тем, что снимал портреты для спортивных и деловых изданий. Переключиться на микроскульптуры насекомых Биссу помог его шестилетний сын Себастьян. Мальчик проводил много времени в саду в поисках разных жучков, и Левон стал снимать их на камеру, чтобы сын мог разглядеть свои находки до мельчайших подробностей. Обычного макро-объектива для таких съемок оказалось недостаточно, и Бисс пошел дальше: он придумал другой, более трудоемкий способ, который дал потрясающие результаты.



Левон взял свой 36-мегапиксельный Nikon D810 с макро-линзой и приложил к ней окуляр микроскопа с десятикратным увеличением. С такой установкой Биссу удалось запечатлеть самые мелкие детали, но из-за малой глубины резкости каждую часть насекомого он был вынужден снимать отдельно. После каждой вспышки автоматически движущийся штатив медленно поднимал камеру, всего на 10 микрон, – расстояние, равное длине двух эритроцитов (красных кровяных клеток). Для сравнения: средняя ширина человеческого волоса составляет 75 микрон. Таким образом, из нескольких сотен снимков получалась 1/20 или 1/30 часть общей картинки. При этом нельзя было допустить, чтобы «сшитые» вместе части расходились по цвету и перспективе, поэтому фотограф с особой тщательностью следил за освещением в кадре. Чтобы снять один «портрет», Левону потребовалось около 30 часов. Затем следовали долгие часы обработки, которые складывались в недели: Левон собирал одно изображение из 8-10 тысяч фрагментов. В общей сложности на съемку, обработку и ретушь снимков уходило до трех недель, но оно того стоило: «Пока ты не увидишь их совсем близко – я имею в виду на самом деле близко, — говорит Бисс, — ты не думаешь о том, что каждый из тонких волосков на крыльях обыкновенной мухи имеет уникальные очертания, или что на спине у жужелицы ямочки идеальной геометрической формы».



После первых удачных опытов Левон Бисс отправился в Оксфордский музей естественной истории, где он продемонстрировал свои работы энтомологу, доктору Джеймсу Хогану. Последний был так впечатлен, что предложил фотографу доступ к своей коллекции, состоящей из пяти миллионов насекомых, и лично отобрал для съемки наиболее интересные из них. Каждые несколько месяцев энтомолог готовил более дюжины впечатляющих экземпляров, многие из которых обладали уникальными особенностями строения. У жуков-скакунов, ставших объектами выставки, по всей спине разбросаны шестиугольные ямочки, которые рассеивают воду. Такое, казалось бы, нехитрое строение помогает скакунам, обитающим на суше, выживать во время наводнений. В то же время, комически крошечные крылья и длинные лапки нелетающей моли с острова Марион позволяют ей спокойно существовать в холодном климате южной части Индийского океана.



В процессе работы над проектом Левон Бисс открывал для себя множество интересных закономерностей. Он был особенно удивлен, когда узнал, что цвет насекомого кажется таким ярким не из-за пигмента, который мог бы со временем исчезнуть, а из-за преломления света от их изящно текстурированных тел. «Я работал над жуком-древоточцем необыкновенной окраски, который был пойман А.Р. Уоллесом – современником Дарвина. Этому жуку уже 160 лет, и он все еще полон цвета» — отмечает фотограф.


Союз искусства и науки открыл дверь в захватывающий, полный красоты мир необыкновенных насекомых. Запутанные формы, цвета, микроскульптура тел, которая раньше была доступна только на микроскопическом уровне, теперь открыта взгляду миллионов людей. Фотографии выставлены в музее до 30 октября, но подробно изучить или приобрести любой из экспонатов выставки также можно, не выходя из дома: плоды совместной работы Левона Бисса и Джеймса Хогана доступны бесплатно на официальном сайте проекта. Там вы можете увидеть каждый из 22 экземпляров, как под микроскопом — для посетителей предусмотрена возможность масштабирования изображения.
Tags:
Hubs:
+31
Comments 8
Comments Comments 8

Articles