Pull to refresh

Comments 8

А еще пухлые щеки у многих видов гоминид являются характерными для детенышей. Так что тут вероятно действует фактор эволюционной ювенилизации облика взрослых экземпляров. Например, похожие на детенышей самцы вызывают меньше агрессии других самцов, окружающие с ними чаще делятся пищей и самки их охотнее подпускают на близкую дистанцию.
Естественно.

Другое дело, каким из факторов полового отбора вызываются эти признаки:

Ювенилизацией
«Искусственный отбор на пониженную агрессивность может приводить к ювенилизации ряда признаков. В знаменитых экспериментах Дмитрия Константиновича Беляева и его коллег лисиц отбирали на пониженную агрессивность. В результате получились дружелюбные животные, у которых во взрослом состоянии сохранялись некоторые «детские» признаки, такие как вислоухость и укороченная морда. Похоже на то, что отбор на дружелюбие (у многих зверей это «детский» признак) может в качестве побочного эффекта приводить к ювенилизации других особенностей морфологии, мышления и поведения. Эти признаки могут быть взаимосвязаны — например, через гормональную регуляцию.
Таким образом, наши ювенильные черты (высокий лоб, укороченная лицевая часть черепа, характер волосяного покрова, любознательность) могут быть связаны, во-первых, с отбором на способность вызывать у партнера более нежную привязанность на базе родительского инстинкта, во-вторых – отбором на пониженную агрессивность.» ©Марков А. В.


или

Фишеровским убеганием
Самое интересное, что половой отбор может стимулировать развитие и вовсе бесполезных признаков, не только не нужных для выживания, но и не являющихся «индикаторами приспособленности». Это происходит благодаря механизму «фишеровского убегания» (Fisherian runaway).
Допустим, в популяции появился мутантный ген (точнее, аллель), влияющий на брачные предпочтения самок, и самки с этим геном выбирают самых длинноухих самцов. В популяции существует небольшая нейтральная (не влияющая на приспособленность) изменчивость по длине ушей. Самки с мутантным геном поначалу
не имеют никакого преимущества, но и особого вреда их странные вкусы не приносят. Поэтому мутантный аллель имеет шанс за счет дрейфа (случайных колебаний частот аллелей) достичь некоторой заметной частоты в генофонде популяции. Вот тут-то и вступает в действие механизм «убегания». Длинноухие самцы получают репродуктивное преимущество, потому что им доступны все самки, а короткоухие самцы могут спариться только с теми самками, у которых нет мутантного аллеля. Длинноухие самцы начинают оставлять больше потомков, чем короткоухие.
Фокус в том, что потомство от браков длинноухих самцов с мутантными самками наследует не только «гены длинноухости» (от отца), но и аллель предпочтения длинноухих самцов (от матери). Как только длинноухие самцы начинают оставлять в среднем больше потомства, чем короткоухие, самкам становится выгодно выбирать длинноухих партнеров, потому что тогда их сыновья унаследуют длинноухость, привлекут больше самок и оставят больше потомства. В результате те самки, которые предпочитают длинноухих самцов, начинают оставлять больше внуков, т. е. получают репродуктивное преимущество.
Бывшая случайная прихоть превращается в полезную адаптацию. Возникает положительная обратная связь, или цепная реакция, из-за которой в генофонде стремительно распространяются гены длинноухости и гены любви к длинноухим. Длинноухость выгодна, потому что самки любят длинноухих, а любить длинноухих выгодно, потому что выгодна длинноухость. И неважно, нужны ли длинные уши зачем-то еще. В этом и состоит суть «фишеровского убегания». Возможно, уши вскоре начнут волочиться по земле, цепляться за кусты и снижать жизнеспособность, но даже это не обязательно остановит их рост, потому что на данном этапе длинные уши уже могут стать хорошим «индикатором приспособленности» (в соответствии с тем самым принципом гандикапа). ©Марков А. В.


Или еще каким-либо фактором.

Ведь если «Из-за их размера их движения ограничены, а драки с другими самцами часто заканчиваются смертельным исходом» — то в данном случае признак не ведет к успехам в охоте, войне или защите потомства.
вот, за что люблю гиктаймс — так это за то, что тебе ответят не «мамка твоя» а развернуто и со ссылками. Не подумал, когда писал.
Лицевая броня, Абатур одобряет.
Интересно, как давно были взяты данные для исследования. Буквально пару недель назад случайно посмотрел программу, в которой покойный Терри Пратчетт (попечитель Orangutan Foundation UK) посещал Индонезию, чтобы изучить вопрос, как изменилось положение орангутанов за двадцать лет с момента его последнего визита туда, и надеялся встретить Кусаси, которого он видел в прошлый раз. Из программы сложилось впечатление, что Кусаси уже несколько лет как никто не видел, и что теперь там другой доминантный самец. Возможно, новый «король» не такой щекастый.
Орангутанг — это должник. А лесной человек — орангутан.
Sign up to leave a comment.

Articles