Pull to refresh

Стоит ли программисту ехать в Корею работать в Samsung (часть II)

Reading time11 min
Views47K
Мне показалось, что в первой части о специфики жизни Кореи я писал слишком негативно. Но затем дал почитать статью друзьям, которые жили или живут в Корее и они сказали, что все ок… Мол, это еще демократично.

Оборачиваясь назад и смотря на мои 2+ года в этой азиатской стране, я в целом считаю их не самыми продуктивными. На ум приходит много печального опыта от ужасного корейского национализма до невозможности получить нормальную задачу на работе. Но стоит отметить, что я очень активный по жизни человек и если бы все было плохо, я бы уехал оттуда через несколько месяцев. Значит, что-то меня там держало.

Люди


Мне понравилось русскоговорящее сообщество в Корее. Я считаю русских не особо сплочённой нацией, но там этого не ощущалось. Причем, мы одинаково хорошо общались и с украинцами, и с армянами, и с белорусами. Сидели за одним столом, вместе порой выезжали на природу. Еще очень помогало то, что восточные европейцы общаются очень прямо, обычно не стараясь быть тактичными. А в Корее большинство русскоязычного населения — это инженеры. Такое сочетание прямоты и ума помогает довольно быстро разобраться в корейских особенностях и получить дельные советы по решению разнообразных проблем.

Иностранцы здесь тоже, как мне кажется, становятся более откровенными. Даже американцы часто очень прямо говорили о своих проблемах с корейцами, и как они их решают.

Я уже отмечал в первой части, что все англоговорящие люди здороваются между собой на улице, так что познакомиться двум «векугинам» обычно не составляет труда. Единственная проблема — это образование: если русскоговорящее население тут, в основном, инженеры, то ангоговорящее — это американские военные и учителя английского. Обычно у нас немного разные жизненные принципы и интересы. Хотя учить английский в далекой стране — это часто лишь подработка для юного американца или канадца, как у наших студентов подработка официантом. Т.е. все это прекрасно и интересно, если ты долго не засиживаешься в данной сфере.
При этом у меня до сих пор остались в друзьях американские учителя английского и военные. Ну а когда мой друг случайно откопал в одном корейском тренажёрном зале американского инженера по спутникам, то это оказался вообще удивительный человек. А сейчас он стал одним из самых близких моих друзей.

Конечно, говоря о людях, нельзя не упомянуть и самих корейцев. Сразу скажу, проблема большинства населения — ограниченность. Хотя, может это верно и про любую страну мира. Но даже корейские инженеры обычно не особо интересуются остальным миром.
Во многом это обусловлено их жизнью — уже со школьной скамьи они учатся очень жестко — с 7 утра до 11 вечера. Причём, к примеру, география мира не является основным предметом. Главное — география Кореи! В итоге почти ни один кореец не знает, какая страна самая большая в мире («Китай?.. эм… США?»).
Также меня убивали вопросы в духе «правда, что Россия очень холодная страна?». Особенно после того, как я уже рассказывал, что это и есть самая большая страна в мире.
Гордость корейцев тем, что в их стране есть целых 4 сезона в год, тоже забавляла.

Но! Когда я в первый раз говорил незнакомым корейцам, что я из РФ, то в ответ мне никогда не сыпались привычные водка и балалайка. Удивительно, но я постоянно слышал что-то вроде: «А… Пушкин, Достоевский, Чайковский?» Т.е. чему-то их в школе учат.

После школы у корейцев наступает институт с похожим «study hard». Причем со второго курса всё мужское население идет служить в армии. Здесь не покупается плоскостопие и нет наших военных кафедр. В итоге они учатся до 26-27 лет. А когда начинают работать, то должны отдавать часть дохода стареющим родителям (пенсии тут маленькие) и параллельно копить на свадьбу (это тут мега-дорогое удовольствие, особенно, учитывая, что на неё зовут всех коллег).

Женское население частенько намного более открыто и имеет более широкий кругозор, хотя бы потому, что у них есть 2 года на путешествия по миру, когда корейских пареньков муштруют в армии.

Отдельно отмечу корейцев, имевших возможность пожить за рубежом. Очень часто они являются полной противоположностью местного населения, намного более открыты и зачастую ненавидят всю эту корейщину… И, как в комментариях к моей прошлой части, Mixim333 отметил удивительную скорость корейцев обучения русскому языку, также и я порой подмечал, насколько они быстро и глубоко понимают особенности культуры той страны, в которой им доводится жить.

Конечно же, апогеем всего этого для меня навсегда останется наш потрясающий Виктор Цой!

Досуг


В плане досуга больше всего мне нравилась в Корее доступность моря. Оно тут со всех сторон, кроме Севера…
Большинство корейцев предпочитает купаться в Восточном море (здесь никто не знает, что значит названия «Китайское» или «Японское»). Там оборудованные пляжи со спасателями и толпами людей:



К сожалению, кроме чрезмерного количества жителей Кореи в футболках на кругах, не имеющих плавать, тут есть и другая проблема: ограничения. Заплывать за дорожку нельзя, потому что там может оказаться глубже человеческого роста и есть опасность утонуть. Если волны начинают достигать 40 сантиметров, всех купающихся срочно выгоняют.

Я и тут пытался бороться с системой — полез купаться. Вскоре, однако, меня насильно вытащили местные спасатели на катере. Тогда я долго пытался объяснить, что у меня есть разряд по плаванию и вообще я свободный человек и имею полное право плавать при текущем штиле. В ответ было вежливо объяснено, что они за меня рады, но опасность в том, что за мной полезут корейцы, не умеющие плавать — и они утонут. После моего недоумения по поводу того, чт мы уже не дети и почему вообще я должен отвечать за каких-то безумных людей, мой галантный оппонент-спасатель наконец раскололся: «Я тоже был за границей и понимаю, что чего-то здесь не так. Но что ж делать, это такая **** странная страна». Я его понял и больше не лез.

Но радует, что есть еще и Западное море (Южное тоже хорошо, но далековато), в котором корейцы не особо купаются (больше туда ездят для BBQ). Оно, конечно, хуже подходит для купания, но зато там есть места вообще без людей, где можно спокойно останавливаться с палатками.

Природа там тоже красивая:



Никаких ограничений и дорожек нет, впрочем, как и спасателей. Но надо знать места, так как частенько море мелковато у берегов:



Через уже отмеченный мной форум мы порой собирались и ехали гигантской толпой на Западное море. Подчас оказывалось, что даже в популярных местах для корейцев русскоговорящих отдыхающих оказывалось больше, чем местных.

Иногда выезжали и на местные озёра, которых довольно много вблизи Сувона. Расстраивало лишь то, что купаться там официально запрещено (сразу приплывают патрули на катерах). Всё потому, что глубина в озерах больше человеческого роста и это опасно — можно утонуть.
Так что купались мы обычно ближе к закату.

Также мы собирались заниматься различными видами спорта — от футбола до сноуборда. Кстати, горнолыжные курорты в гористой Корее встречаются очень часто и многие из них напоминают Альпы по своей инфраструктуре. Только ниже в несколько раз, используют в основном искусственный снег и нет никакого фрирайда. Зато в обеденный перерыв все трассы закрываются и проходятся грейдером. Кататься дважды в день по свежей трассе — это невиданная роскошь, которую я не встречал нигде в мире!
Также очень нравилось большое количество магазинов по аренде горнолыжного снаряжения при подъезде к курортам. В итоге иногда удавалось договариваться об аренде сноуборда с ботинками за $10-15 в день.
Вообще фраза «Кака джусаё» (дайте скидку) очень часто хорошо работает в Корее, особенно когда произносится иностранцем с умоляющим тоном.

Гор в стране утренней свежести действительно много и хайкинг очень популярен. Часто поражало, что даже еле двигающиеся старушки всё равно целеустремленно бредут в горы. Возможно, это один из факторов долголетия корейцев.
Самым популярнам направлением хайкинга, по праву, является Сораксан:



Погода в Корее более стабильна, чем в Петербурге. Зимой обычно холодно (больше всего докучали сильные холодные ветра), но редко температура опускается ниже -9. Летом вполне может быть +30. Весна и осень довольно приятны.

Расходы


Очень радует, что Samsung полностью занимается подбором и оплатой апартаментов (сейчас, вроде, даже моё подразделение LSI не селит иностранцев в общежития). Самому это сделать тут довольно тяжело, потому что обычно в Корее очень большие депозиты, сравнимые со стоимостью самих апартаментов. К сожалению, такие деньги трудно найти, да и отбирать их потом у корейцев — не самое приятное занятие… Сейчас всё чаще корейцы берут в залог менее половины стоимости жилья, но при этом вы платите также и помесячную ренту (вольсе). Остаются и варианты без нее (чонсе), но тогда часто просят заплатить чуть ли не 80% от рыночной стоимости апартаментов.

Когда я жил в общежитии, мне хватало на всё про всё $700 в месяц. Переехав в апартаменты, добавились счета за электричество ($140+), бензин на машину, чтобы добираться до работы (сейчас он подешевел и стоит порядка $1.5 за литр). Есть, правда, корпоративные автобусы, но про температуру там я уже писал.

Сейчас мой друг так расписал свои с женой траты на проживание в Корее:
— квартплата летом: $200, с ноября по март $600 (переехали в большую, но неудачную квартиру — она очень холодная, поэтому частенько приходится топить круглосуточно);
— интернет дома + контракты со связью на 2 телефона — это $220;
— страховка на машину, налог — $70;
— бензин $250;
— врачи $50 (мед.страховка от Самсунга — это бесплатная поликлиника для работников на территории + небольшие скидки в других клиниках);
— продукты $1000;
— плюс кафе/спорт/развлечения/шоппинг.

Выходит около $2000 + развлечения. Но многие мои коллеги живут более экономично.

Реальный налог, который удерживается от заработной платы в Корее — один из самых низких в мире. Порядка 17%. В итоге, будучи старшим инженером (Е5 — 책임 (чегим)), можно получать более $6000 чистыми в месяц (с учётом обязательных бонусов). Что является одной из самых больших чистых зарплат программиста в мире (конечно, не учитывая Силиконовую Долину)).
Причём для этого не нужно блестяще проходить интервью. Просто магистр + 7 лет опыта работы по специальности. Звание выше чегима получить некорейцу очень сложно (особенно, если у вас нет японского или американского гражданства).

Работа


Итак, первый рабочий день. Вводная лекция для иностранцев от довольно высокопоставленного человека в местном HR американского происхождения. Мне запомнилось 2 высказывания этого интересного человека:

1. Я долго работаю в Корее, пытался их менять, но это невозможно. Вам тоже советую не париться. Если раньше в своих странах вы много работали и мало получали, то здесь вам будут хорошо платить, но достойную задачу будет получить нелегко. Главное, не парьтесь, не спорьте, и наслаждайтесь жизнью.
2. Вероятнее всего вам многое покажется неправильным в этой необычной стране. Но задумайтесь, если вы считаете неправильным все, что отлично от принятых норм в вашем конкретном менталитете, то правы ли вы?

Сразу скажу — я поверил в обе эти фразы и обе они работали для меня все 2 года.

Даже с зарплатой оказалось все лучше, чем я ожидал, потому что в Самсунге есть обязательные премии 3 раза в год.

После нескольких месяцев, я осознал, что мой начальник не только не даёт мне новые задания, но и не доволен тем, что я не могу сам себе придумать задачу. Он мне прямо на одной из наших очных встреч заявил, что инженер отличается от простого программиста тем, что в состоянии сам себе придумывать ценные для компании задачи.

Но реальность для всех своя и я знаю людей, которые получали интересные задания в Самсунге. Правда, для этого должно либо повести с командой, либо надо быть по-настоящему проактивным и стараться, несмотря ни на что.

У меня же не было ни везения ни желания стараться. Я вообще тогда плохо разбирался в проактивности, моё официальное звание было помощник инженера, да и желания доказывать этому странному корейцу свою состоятельность особо не было. Наверное, сказалось и то, что к тому моменту со мной уже не один раз некрасиво поступал местный HR.



Забыл сказать, что каждый день я входил на работу через металлодетектор и выходил также через него с обязательным досмотром телефона и сумки. Камеры на телефоне заклеивали при входе и проверяли на выходе, а если какая-то из наклеек оказывалась снятой, то просматривались все личные фотографии, плюс жалоба на меня доходила до VP. Печатать разрешалось только на специальной бумаге, которую выносить было нельзя и потому её обнаруживал металлодетектор на выходе. На компьютере были заблокированы все usb выходы и стояло куча корейского секьюрного софта, который постоянно глючил. При этом у меня, как разработчика под Android, имелся доступ к usb linux-машины не обременённой их секьюрным софтом. Так что вся их безопасность выглядела фарсом, учитывая возможности adb.

Местные коллеги со мной старались избегать общения, боясь заговорить на английском.

Большинство корейцев работали с 7 утра до 9 вечера. По субботам приходило процентов 60, по воскресеньям — 30. При этом частенько я замечал, что они не постоянно работают, а порой спят в туалетах (оставляя на лбу характерные круги от рулонов бумаги) или даже на клавиатурах. Впрочем, не получая ответственных заданий (за 2+ года ни одной строчки моего кода так и не вошло в официальный релиз), как иностранец я по крайней мере не имел проблем с переработками — просто уходил, отсидев 8 часов — и всё.

Национализм я чувствовал тут даже в ночных клубах, когда во всем Сувоне (население 1,2 млн человек) оказался лишь один клуб, в который было разрешено входить иностранцам. В остальных же секьюрити без тени сомнения говорили мне на на входе: «Только для корейцев».

В общем, вся эта корейщина меня быстро достала и уже через пару месяцев я стал собираться домой…

Но потом, как уже писал, я встретил разных интересных людей. Мне объяснили, что я и вправду могу расслабиться, наслаждаться жизнью и почти ничего не делать. Потому что Самсунг за всю историю уволил лишь одного человека раньше истечения контракта, да и то перед ним долго извинялись и выплатили вперёд все положенные по контракту деньги. Мне также удалось собрать коллег для игр в футбол посреди обеденного перерыва, наступила весна и жизнь потихоньку стала веселее!

Порой выбивали из колеи попытки начальника всё же придумать какое-то для меня задание, вроде «проанализируй, пожалуйста, рендеринг в последней версии WebKit и подготовь анализ того, как можно его ускорить». На тот момент этой задачей занимались open-source разработчики всего мира, а также компании вроде Google и Apple. Я не настолько верил в свои способности помощника инженера, чтобы осмелиться всерьез воспринять данное задание. Но презентацию подготовил и даже попытался привнести какую-то идею.
Словом, работа для меня отошла на 10-й план, а увлекался я общением, mma, футболом, сноубордом, бассейном, купанием в море, путешествиями и прочими интересными вещами.

Переработки не проходили даром. Отмечу, что мой начальник три раза за 2 года попадал в учреждение, подобное нашей псих-больнице, так что я старался ему поменьше докучать и попадаться на глаза. Положенный отпуск корейцы тоже не использовали, в среднем, проводя на отдыхе 2 дня в год из дозволенных 3 недель. На мои наивные расспросы первых дней начальник ответил что-то вроде: нам надо оставлять про запас — вдруг ребёнок заболеет. Но даже в таком случае они не брали отпуск, а сами болели прямо на работе.

Причина же была в традициях. Из разговоров с молодежью я понял, что это не добровольное желание, а пережитки недавней военный диктатуры. И хотя везде весели плакаты «Work Smart», под ними все также скрывалось недавнее «Work Hard».
И корейцы работали хард. Так работали, что порой умирали, не уходя домой. Без шуток, при устройстве на работу в отделение DMC моим знакомым показывали «магазины вдов Самсунга». Они принадлежали женам, чьи мужья умерли на работе. Новая особенность корейской культуры в очередной раз потрясла меня и я ещё тверже уверился в мысли о том, что не стоит тут особо напрягаться.

Выводы


И всё же, на мой взгляд, есть случаи, когда ехать в Корею стоит:

1. Хочется не париться, а спокойно получать неплохие деньги, отдыхая телом и душой. На эту тему меня не перестаёт удивлять мой коллега из Питера, который работает в андроид-подразделении Самсунга уже 4 года, при этом совершенно не знает и не интересуется такой вещью, как программирование вообще и андроид в частности. Просто перенаправляет задания на third-party контракторов Самсунга, ходит на еженедельные хвешеки (тим-билдинг ужины с обязательным алкоголем) со своими корейсками коллегами и наслаждается жизнью.
Помню, через год работы у него вдруг появился страх, что корейцы узнают о том, что он не умеет программировать… Но вскоре опасения оказались напрасными.

2. Целеустремлённый и проактивный человек (проактивный в смысле книги Стивена Кови «7 навыков высокоэффективных людей»).
Знаю много примеров, когда русскоговорящие инженеры в Самсунге добивались и ответственности, и интересных заданий. Единственное, что мне кажется — будь вся эта проактивность приложена где-нибудь в США или даже какой-нибудь неплохой компании СНГ, то она принесла бы ещё большие успехи, чем в Самсунге.

3. Инженер с необычной специализацией. Таким людям, как R&D Engineer at the Semiconductor, к примеру, подчас трудно найти работу с достойной зарплатой и интересными проектами в СНГ. В Самсунге же есть очень много разнообразных исследовательских проектов действительно мирового уровня и значения.

Соответственно, если вы желаете строить свою IT карьеру, а доказывать другим, что вы умный и способный человек не является самой интересной частью работы вашей мечты, то, на мой взгляд, Самсунг — не для вас.
А вот, к примеру, совсем может быть неплохо под занавес карьеры уехать в эту безопасную страну, иметь достойную зарплату и быть может — даже в итоге получить вид на жительство (виза F5, к слову, это вполне реально).

Напоследок хочу дать ссылку на коротенькую заметку, которую я написал на всё том же форуме 3 года назад в последний день моей работы в Корее: «Корея. 25 месяцев. 80 Почему?»
Tags:
Hubs:
+47
Comments25

Articles

Change theme settings