Pull to refresh

Как мы сделали радио, и почему нам хочется летать

Reading time6 min
Views9K


Уже седьмой год мы делаем проект, без ярких взлетов и падений. Этот проект — интернет радио. Нас часто спрашивают, зачем мы это делаем, для кого, и почему так долго, если о нас никто не знает — это побудило меня написать эту статью.

Как все начиналось.

Я люблю музыку. В институте я рубил в никому не известной тяжелой группе на электрогитаре, потом несколько лет писал музыку на трекерах, а после трекеров, стал диджеем, больше известным среди друзей, чем где либо еще. На гитарах мы играли музыку собственного сочинения, без вокалиста, а на трекерах я писал в неопределенном электронном стиле, говоря всем, что придумал свой собственный. С диджейством было попроще — минимал, idm, ничего придумывать не пришлось.

Мой друг тоже любит музыку. Настолько, что почти всю сознательную жизнь проработал администратором в ночных клубах. Это давало ему большие возможности для общения с самыми разными музыкантами. Он отлично разбирается в музыке, во всех направлениях, прочитал много книжек, и вообще — очень хорошо подкован (в отличие от меня). Он знает многих музыкантов, которых никто не знает.

Мы познакомились давным давно, на просторах не самой популярной FTN сети. Познакомились и подружились, несмотря на то, что жили в разных городах. Как то раз, мы беседовали о том, что в России живет много непопулярных музыкантов, которые пишут в стол, которые жутко талантливы, но про которых никто ничего не знает. Это было первым кирпичиком, который лег в фундамент нашего проекта.

Мысли о радио пришли мне в тот момент, когда я играл в лесу на open air’е. Это было на берегу ночного озера — я вдруг увидел людей, которые хотят слушать музыку и после того, как у меня закончатся силы ее ставить. Как выяснилось, мой друг к тому моменту уже давно бредил идеей собственного радио, временами наведываясь на местную FM радиостанцию с собственной программой. Он сразу поддержал эту идею, тем более, что к тому моменту он уже открыл сетевой музыкальный лебл, и активно общался с музыкантами, музыку которых можно было бы поставить в эфир.

Так как я работал сетевым инженером, и хорошо знал что такое Cisco, FreeBSD, и вообще как устроен Интернет, я сразу же поднял shoutcast сервер, создал первый плейлист из любимых треков, и попросил своего будущего коллегу помочь с музыкой.

Так родилось радио verdure station, в основу которого легла нехитрая философия:

  • Очень часто мы слушаем музыкантов, друзей и знакомых, которых никто не слушает. Мы с большой радостью делимся этой музыкой.
  • Мы не нашли в сети ни одной радиостанции, которую мы бы могли включить в “тот самый момент”. У всех этот момент свой собственный — кто-то под нас пишет код, кто-то готовится ко сну, а кто-то сидит и смотрит в окно. Мы стараемся готовить тот спасительный напиток комфорта и спокойствия, который всегда стоит и ждет, когда его возьмут с полки.


Что было дальше.



Когда к нам пришли первые слушатели, нам захотелось новых измерений, и мы стали выходить в прямой эфир — я иногда сводил музыку из дома, а друг приглашал своих приятелей поиграть у него. Потом я познакомился с одним из создателей пиратской станции в подмосковье, и мы работали какое-то время в FM диапазоне, естественно, нелегально.

Следующий член команды присоединился, когда нам пришла в голову идея делать регулярные передачи с микрофонами. Нам так понравилась эта идея, что мы купили отдельный пульт и микрофоны, а друзья привозили свои старые наушники. Мы выходили в эфир 25 раз, принимали звонки, общались, спорили, ругались — это была наша любимая программа Logia. У нас в гостях побывали все наши друзья, это было очень здорово, и может быть мы когда нибудь начнем делать это снова.

Вообще, делать собственное радио это очень приятно, почти все кто может, помогает как может — дизайном, идеями, техникой, и мы по праву не можем сказать, что это радио делает кто-то конкретный — на разных этапах своими идеями, силами, временем, делились многие. И это было главным нашим успехом — дружба и общение.

Например, мы просим всех, у кого есть возможность, записать в другой стране “Вы слушаете такое-то радио” на местном языке, после чего, один наш гениальный соратник (которого никто не видел) делает замечательные джинглы.

Несколько месяцев назад мы отпраздновали шестилетие, и идем дальше.

Однако, не смотря на шестилетнюю историю, количество одновременных слушателей невелико, 10-40 человек. Но это нас совершенно не смущает — многие из наших слушателей с нами в течении несколькоих лет, и нам не важно, сколько их. Мы не рассчитываем на то, что когда нибудь мы проснемся знаменитыми, и о нас заговорят. Мы делаем радио, которое слушаем сами, и если его слушает кто-то еще, это верх того, на что мы могли бы рассчитывать.

Может быть это еще и потому, что это почти домашний проект, и мы занимаемся этим непрофессионально. Однажды, прямо перед прямым эфиром, я спустился за другом, чтобы помочь ему занести две вертушки, и за мной захлопнулась дверь. Это было вечером 30 декабря :) Два часа мы сидели с вертушками на лестничной клетке и ждали слесаря, а соседи поздравляли нас с наступающим. Естественно, что почти все те, кто специально собрался ради этого эфира, не осилили двухчасового ожидания. На другой домашней студии, менее отзывчивые соседи просто выключили электрощиток во время выступления — наверное им не нравился вибрирующий бас.

Немного технических деталей.



У нас работает внутренний и внешний shoutcast серверы, два стримера, и система управления плейлистами. Когда мы заливаем новый файл на сервер, он добавляется в базу данных треков, после чего его можно включать в один из суточных плейлистов. Всего у нас существует 7 плейлистов, на каждый день недели — это позволяет аккуратно и без спешки обновлять музыку, и формировать контент в зависимости от дня недели. После того как очередной плейлист составлен и “сошелся” (его длина ровно сутки) он выливается файлом pls на сервер. Раз в сутки, первый стример цепляет этот плейлист и начинает стримить его на внутренний сервер. Это простейший стример на Perl’е, он ничего не перекодирует, только льет поток, и главное его достоинство в том, что он может переключаться на новый плейлист, не обрывая трансляции. Таким образом мы имеем внутренний сервер, на котором постоянно крутится недельное расписание. Но цеплять туда пользователей было бы безответственно, так как при любом переключении потока (например при включении диджея, или любой online трансляции) пользователи бы отключались от стрима. Поэтому более сложный стример берет поток с внутреннего сервера, перекодирует его до нужного качества, и льет на внешний сервер, откуда его уже разбирают пользователи. Этот второй стример может принимать соединение от диджея, и возвращаться обратно к трансляции потока с внутреннего сервера, так же не обрывая вещания. Не очень изящно, но работает вполне стабильно. Можем быть, когда нибудь, мы перестроим все на icecast и серьезно упростим схему. Я знаю, что в 21-м веке и в icecast’е и в shoutcast’е есть заявленые возможности переключения стримов на лету, но на практике мы постоянно испытывали с этим проблемы.

Я не дизайнер и не программист (вообще-то я сетевой инженер), поэтому дизайн и верстка сайта далеки от того, что мы бы хотели видеть в идеале. Движок вяло пишется на php, а сайт все еще верстается в vi. Интерфейс тоже не блещет интуитивностью — обо всех возможностях сайта наши пользователи узнают далеко не сразу, а когда у них появляется интерес покликать все, что они еще не покликали. Нам нравится думать, что это наша особенность — радио поворачивается лицом постепенно. Некоторые даже не могут запустить трансляцию, и мы терпеливо отвечаем “жмите на природу”. Природа, кстати, обновляется каждый месяц, вслед за временами года. Это оказалось очень непростым действием для интернет проекта — оторвать физическую задницу, и раз в месяц отправиться в лес с фотоаппаратом.

Вместо заключения.



Мы научились распределять обязанности внутри нашего микроколлектива, и подменяем друг друга в трудные времена — радио не может ждать, оно должно жить и дышать всегда. Не смотря на почти полностью русскоязычный чат, нас слушают из таких уголков планеты, что приходится открывать карту, чтобы понять, где это. Прямые включения у нас очень редкие, и отвыкшие от голоса в эфире слушатели, всегда удивляются тому, что тут кто-то есть. Один из неудавшихся пунктов стратегии — предоставить площадку для выступления всем талантливым музыкантам и диджеям. Крохотный размер аудитории отсекает тех, кому нужна настоящая популярность, но мы рады, что нашим приглашением воспользовались несколько интереснейших коллективов.

Мы стараемся изо всех сил не придерживаться определенного формата — разделение музыки на стили, это самое безобразное изобретение человечества. Если попытаться описать ту музыку, которая у нас играет, то я бы сказал, что мы стараемся создать атмосферу комфорта и спокойствия для ума. Будет очень здорово, если вы ищете что-то подобное — мы будем рады, если наш маленький проект обретет еще несколько новых слушателей.

Однажды, наш знакомый брел по хипстерской барахолке в Финляндии, и наткнулся на двух сонных финнов, которые пили чай и слушали нашу станцию на маленьких колонках. В такие моменты нам хочется летать, и никогда не бросать любимый проект.
Tags:
Hubs:
+43
Comments48

Articles