Pull to refresh

Интервью с Павлом Черкашиным. Оправдано ли копировать ли западные бизнес-модели в России?

Reading time 5 min
Views 981
О проектах-аналогах, о продвижении российских проектов за рубеж и об интеграции Рунета в мировой рынок я пообщалась с Павлом Черкашиным Генеральным директором по потребительской стратегии и онлайн-сервисам Microsoft.

— Сегодня мы наблюдаем массовый приход в Рунет сильных западных игроков в самых разных областях (социальный сервисы Facebook, Twitter, порталы — ваш же собственный MSN, почта — ваша же Hotmail и др., в том числе специализированные и нишевые.) Какой сценарий развития этой тенденции вы видите?

— В мировом масштабе Рунет очень скромный по объёмам и плохо интегрирован в мировой рынок, однако демонстрирует хорошую динамику роста и сравнительно неплохой потенциал в будущем. По мере реализации этого потенциала в Россию будет приходить все больше крупных мировых игроков.
Думаю мы увидим все многообразие сценариев их развития в России – будут и агрессивные поглощения, и стратегические партнёрства с крупными российскими компаниями, и попытки самостоятельного органического роста. Пока следующий сценарий является наиболее распространённым:
1. Мировая компания открывает небольшое представительство из нескольких человек, иногда даже не афишируя и не рекламируя этот шаг
2. Представительство занимается изучением рынка, ищет ниши для органического роста
3. Параллельно происходит анализ стратегических партнёрств, где совместное развитие возможно без существенных дополнительных инвестиций с каждой из сторон. Например, западный партнёр может предоставлять уникальные технологии, доступ к крупным международным рекламодателям, выход на новые рынки и т.д., в то время как российский партнёр предоставляет доступ к аудитории и организацию локальных продаж
4. Только в случае успешных качественных подвижек в сфере органического развития или партнёрства западная компания начинает рассматривать возможность реализации комплексной долгосрочной стратегии, предусматривающей в том числе активные инвестиции.
Часто бытует заблуждение, что западные компании будут скупать российских игроков, если не смогут самостоятельно закрепиться на рынке. В большинстве случаев это не так. Не понимая условий работы на рынке и рисков, с ним связанных, крупная компания редко решится на серьёзные инвестиции, если только это не стратегический рынок типа Китая.

— К каким реалиям, прежде всего, необходимо быть готовым западным проектам при продвижении в России?

В целом российский рынок мало чем отличается от большинства других мировых рынков. Интернет – открытая среда, пользователи всегда имеют возможность выбора, не ограниченного ни административными, ни технологическими барьерами. Тем не менее, как и в любой другой развивающейся стране, существует ряд особенностей:
1. Низкий уровень английского языка – успешный сервис обязательно должен быть представлен по-русски
2. Большое число новых пользователей – если в 2008 году в России было около 35 млн пользователей интернета, то к 2012 их будет около 60. Аудитория фактически удваивается всего за несколько лет. Новые пользователи не отличаются высоким уровнем технических знаний и не имеют конкретных привычек потребления информации – это создаёт уникальные условия для передела рынка
3. Низкий уровень контента – большая часть существующего контента в сети – пиратский, мусорный или многократно дублированный. Полноценный контентный рынок только начинает формироваться по мере развития культуры потребления.

— Влияет ли на развитие зарубежного онлайн бизнеса, приходящего в Россию, российская бюрократия?

— Безусловно влияет. Большинство международных компаний, развивающих своё присутствие на новых рынках, включая Россию, придерживаются жёстких принципов так называемой «нулевой толерантности» (zero tolerance) в вопросах коррупции. Это означает, что любые послабления в этих вопросах, вплоть до мелочных по российским понятиям компромиссов вроде взятки за оформление паспорта или договорённости с чересчур вредным пожарным инспектором, могут стоить места и карьеры для руководителя или ответственного сотрудника. В российских реалиях это часто создаёт дополнительные барьеры, которые отражаются на стоимости и скорости ведения бизнеса. Иногда это может стать непреодолимым препятствием для выхода на рынок.

— Оправдано ли копировать западные бизнес-модели в России?

С моей личной точки зрения – оправдано. Российский рынок доказал, что развивается стабильно с задержкой в 3-5 лет относительно развитых мировых рынков, повторяет те же тенденции. При этом новые компании, развивающиеся в США и Западной Европе обычно не имеют возможностей захватывать сразу рынки развивающихся стран и концентрируются на ограниченном числе крупнейших рынков. Для российских компаний это создаёт уникальную возможность повторения успешных бизнес-моделей с минимальными рисками, пока авторы идеи соображают.

— Как специалист по международному рынку, скажите, как вы оцениваете присутствие российских высоких технологий на рынке? И вообще, какие перспективы у российских проектов за рубежом?

— Пока что присутствие российских инновационных компаний на мировых рынках крайне ограничено. Успешные примеры можно пересчитать по пальцам. При этом российские специалисты работают в огромном числе инновационных мировых компаний и очень высоко ценятся за уникальный профессионализм, системное мышление и творческий подход в инженерных задачах.
Вряд ли ситуация кардинально изменится до тех пор, пока в России не будут созданы полноценные условия для развития инновационного предпринимательства, т.е. в стране не появятся именно создатели и руководители компаний, а не просто талантливые инженеры.

— Почему российский бизнес боится осваивать западный рынок, лишь единичные проекты изначально позиционируются на глобальный рынок?

— Все по той же причине – в стране избыток талантливых программистов и инженеров, но крайняя нехватка квалифицированных предпринимателей и руководителей бизнеса. В этом бизнесе работают законы больших чисел – тысячи компаний должны ежегодно начинать свой путь к вершине для того, чтобы получить десяток счастливчиков там, наверху.
К тому же есть еще одна особенность – работа на западный рынок часто подразумевает работу «в тени». Действительно, если у вас все доходы приходят на американский счет, сотрудники получают зарплату на дебитовую карту в американском банке, то вам лишнее внимание российских фискальных органов будет только вредить. В России работают сотни тысяч программистов по такой схеме, оборот этого рынка составляет несколько миллиардов долларов в год. Попав на специализированные мероприятия этой отрасли как будто переступаешь порог подпольного питейного заведения времён сухого закона – веселье и радость прячется от случайного прохожего за тяжёлыми стальными дверьми.
Не удивительно, что достижения этой индустрии не на слуху.

— Каковы особенности продвижения онлайн продуктов между странами?

Несмотря на развитие информационных технологий, бизнес все равно делается между людьми. Нужно знать правильных людей, иметь хорошую репутацию, уметь общаться и вести отношения в соответствии с принятыми стандартами и практиками в регионе. Со своим самоваром не везде примут с распростёртыми объятиями.
К тому же есть определённые культурные особенности с точки зрения потребления информации в разных странах. Это отражается на специфике онлайн-продуктов. Россия, например, является самой развитой страной мира с точки зрения вовлеченности пользователей в социальные медиа – 70% пользователей интернета имеют профили в социальных сетях (в США – около 40%). Россияне не доверяют официальным источникам информации и больше полагаются на неформальные мнения своих друзей и коллег. Есть свои особенности и с точки зрения платности услуг. Например, в Китае почти 100 млн человек платит за присутствие в «элитных» социальных сетях, куда допускаются только люди с определённым социальным уровнем.
Tags:
Hubs:
+6
Comments 2
Comments Comments 2

Articles