Pull to refresh

Comments 50

Помимо спутниковой связи в Советском Союзе развивалась радиорелейная связь, при которой радиоволны на высоте 10-15 км отражаются от верхней границы тропосферы и попадают в приёмник.

Эта штука вроде так и называлась — тропосферная связь.
А радиорелейная — это вроде как линия ретрансляторов, находящихся в прямой видимости у двух соседей, по которым последовательно передается сигнал.

А Алтай помню. Знатная была штука. И ее иногда давали специалистам, работающим на выезде. У оперативников из спецслужб встречалась.
Но чаще, конечно, у руководителей разных.
И, кстати, не знаю, Алтай это, или что-то еще, но видел аппараты немеого другого дизайна, чем на фото — в виде небольшой коробочки с антенной, на которую сверху укладывалась трубка с диском номеронабирателя.

Алтай и я помню. У дяди председателя совхоза в начале 90-х в «газике» была между сиденьями. Чувашия. Вот про транкинговую связь ничего не написали. В нулевых в Киеве даже подключали абонентов. Недолго)
До сих пор в западной части Киева слышу две несущие БС-ок «алтая» в районе 170 МГц, изредка даже разговоры проскакивают.

А через интернет эти частоты как-то можно послушать? Радиостанции нет.


Неужели в Киеве Алтай еще жив...

У меня был транковый телефон, с 1998 где-то до 2000. Перепрошитый Kenwood TK 378, база (не помню фирму — оператора) на «Карандаше» (телецентр на Мельникова).
За абонплату допускалось неограниченное количество звонков на город, но по 3 минуты на каждый, дальше принудительно рвалось.
На базе отдыха на Козинке было популярным средством :)
А в чем смысл этих обрывов? Напомнить человеку что ему еще детей заводить?
Мне по крайней мере рассказывали что смысл именно в том чтобы уменьшить облучение.
Видел телефоны которые были перепрошиты и не обрывались после трех минут.
Чтобы не занимали дефицитный ресурс. Зато не нужно париться с онлайн биллингом.
У «Алтая» не было ни биллинга, ни защиты от двойников, у него просто не было выхода на межгород вообще.
Выход на межгород был, просто не для всех.
Там категорий абонентов было много…
В нулевых в Киеве могли подключать к MPT1327 или SmarTrunk II, они уже к СССР отношения не имели.
А кроме Алтая в СССР существовала еще система Роса, для совсем уж толстопузых номенклатурщиков, с шифрованием разговоров. В Киеве в том числе.
Вот еще одна станция системы «Орбита». Находится в центральном парке города Воркуты
image
«Помимо спутниковой связи в Советском Союзе развивалась радиорелейная связь» — здесь имеется ввиду, тропосферная связь, наверное.
Добрый день! Согласно ГОСТ 24375-80, радиорелейная связь бывает как прямой видимости, так и тропосферной. Добавили уточнение в материал.
В Ленинградском пейзаже Алтай с самого начала своего существования был заметной штукой.

image

Сети, кстати, в девяностые постепенно переходили на более современные транкинговые стандарты (в основном MPT-1327) и в такой ипостаси местами существуют до сих пор.
Много фактологических ошибок:

1. «Полностью автоматическая мобильная связь впервые в мире появилась в СССР» — это не правда, она не была первой в мире автоматической. У Richmond Radiotelephone это было еще в 40е.

2. «так и появлением в 1991 году мощного конкурента — GSM» — это не правда, в 1991 году никакого GSM в СССР не было и быть не могло, ибо он попадал под КОКОМ.
В 1991 году в Ленинграде появился аналоговый NMT-450, GSM запустили в Москве только в 1994 году.

3. История про Куприяновича уже немного достала — особенно фото его «телефона», который бы работал 50 часов. Это же чистый фотомонтаж.
Это же чистый фотомонтаж.

Аргументируете?

Схему этого радиотелефона я припоминаю в старом журнале «Радио». Вот только насчёт размеров номеронабирателя не уверен: мне кажется, в реальной конструкции он был нормальных габаритов.
Схема была для того, что у него называлось ЛК-1. Легко гуглится в сети — можете посмотреть на использовавшиеся радиодетали и прикинуть, какой у них физический размер.
Кстати, обычная радиолюбительская конструкция, ничего выдающегося.
А то, что приведено на фото — это фотомонтаж обычного таксофона, даже номеронабиратель легко узнается визуально.
Здравствуйте!
1. Неоспоримо, так можно и с экспериментами 20-х годов сравнить и сказать, что они были раньше. Полноценная сеть в Америке заработала только в 60-е годы. И только к 1976 году число абонентов мобильной связи в США перевалило за 40 000.
2. Имелось ввиду появление GSM как стандарта связи вообще, в 1991 году он впервые был развернут в Финляндии.
3. Там в тексте прямо говорится, что его работы — концепт, а достоверна зафиксирована связь была только по одному устройству.
1. Речь не про эксперименты, а про коммерческую услугу на основе автоматического (без участия оператора) набора номера. Bell запустила IMTS в 1964 году (в коммерцию, до Алтая), до этого подобные услуги предоставлялись независимыми операторами, достаточно широко. Некоторые модели есть, к примеру, тут: www.wb6nvh.com/MTSfiles/Carphone4.htm
Число абонентов у Вас указано только для Bell, всего их было за 60 тысяч, вот только количество их было ограничено доступными частотами. Некуда было сетям расти — и так повсеместно существовали списки ожидания.
2. Аналоговые сети NMT-450 строили в России до середины нулевых, при том, что GSM был уже вовсю. Вместе с дешевым транком MPT1327 они и погубили Алтай, который застрял в 60х годах. К моменту расцвета GSM в нулевых Алтай уже фактически умер.
3. Это не концепт, а фотомонтаж. Т.е. такой телефон не существовал, не работал и даже близко не мог соответствовать заявленным характеристикам. В редакции постебались, а теперь эту картинку используют в качестве доказательства непонятно чего…
4. Кстати и про Алтай можно написать, что 1963 — это год запуска опытной зоны, реально запустили только в 1965 году, на ламповых мобильных терминалах.
Тот Алтай, про который сейчас пишут — это Алтай-3М, с середины 70х, полностью транзисторный, на 330 Мгц, с шагом частот 25кГц.
согласен с Вами.
Имеет смысл лишь серийное производство.
Помню, в 1993 году к нам, на завод Спутник, приехала делегация Моторолы. Ездили по Белоруссии, учили «уму-разуму».
Прочитали и нам «лекцию», что Моторола ВПЕРВЫЕ в мире, в 1973 году, начала серийный выпуск автомобильных радиотелефонов. Живописно так.
Дождался паузы в его выступлении, взял «под локоток», вывел из кабинета в фойе, где под стеклом стоял наш серийный образец, полностью транзисторный, на 343/308 Мгц, с шагом частот 25кГц.
На своем ломаном английском обратил его внимание на шильдик с датой 1969 года.
Рассказал, что это разработка Воронежского НИИ Связи, производство наше.
Моторолловцы сбежались к стенду, удивлялись. Открыл им стеклянный колпак, выдал отвертку. Долго щупали, рассматривали и фотографировали. Затем свернулись и убыли. На территории Белоруссии их лекций больше не было.
Честно говоря — не очень понятно, кто такое мог ляпнуть — Моторола выпускала автомобильные радиотелефоны с 40х годов:
www.wb6nvh.com/Moto42/Moto42.htm

В 1969 году появился Алтай-3, но он не был полностью транзисторным и имел шаг 50 кГц. Полностью транзисторный — Алтай-3М, с 1974 и вот он уже 25 кГц. 10 лет спустя после появления IMTS. Видимо на вашем стенде была ошибка.

Ну и на тему лекций от Motorola — я в свое время их достаточно прослушал, по их линейке Vanguard. Интересно, на чем в Белоруссии строили в 90е годы сети X.25 и FrameRelay? Явно же не на местном оборудовании с завода Спутник? ;)
Оборудование Motorola и сейчас в почете по всему миру, включая Россию — а вот с продукцией вашего завода я не сталкиваюсь совсем :(
«Моторола выпускала автомобильные радиотелефоны с 40х годов: www.wb6nvh.com/Moto42/Moto42.htm »
Это такой же фейк, как и Телефон Куприяновича.
Оба сделаны «на коленке», номеров телефонной сети Общего Пользования не имели.
Во-первых, это не фейк, а реально существующие абонентские терминалы, коммерческие устройства. Алтай, к примеру, в СССР не был коммерческим — это была, по сути, ведомственная связь.

Номера из ТфОП им иметь и не нужно было — коммутация была ручной, девушки на коммутаторе могли соединить с абонентом по любому ID, не обязательно по публичному номеру.

Почему моторолловцы должны были поразиться советским абонентским устройства Алтай 70х годов — не совсем понятно. Они то в 70е годы уже разрабатывали сотовые терминалы. Аналогов DynaTAC в СССР так и не появилось…
«Почему моторолловцы должны были поразиться советским абонентским устройства Алтай 70х годов — не совсем понятно. Они то в 70е годы уже разрабатывали сотовые терминалы. Аналогов DynaTAC в СССР так и не появилось…»
Вы недостаточно осведомлены.
Мне их довелось слушать и с ними общаться. И «до того», и после.
Слова «сотовый» у них не было вообще.
Все их перспективные системы были ЗОНОВЫМИ.
Их проспекты пестрили именно этим словом.
Отчасти это повлияло и на нас: ВоЛеМоТ был именно ЗОНОВОЙ системой.
Да, коммерческих сетей в СССР не было в принципе, сети строились как ведомственные.
Кстати, на российских просторах и сейчас сделать полноценную сотовую сеть затруднительно. Даже роуминг от Калининграда до Магадана.
AMPS — это полноценная сотовая сеть, с FDMA, сотами и handover между ними + роуминг. Тестовая зона у них была в Вашингтоне с 1977 года.
Радиально-зоновые сети — это транк, типа MPT-1327 (могильщик Алтая), то, что Вы называете Волемот зоновой системой — лишь добавляет трагических нот в его похоронную песню: хотел, стремился, но не стал.

Отсутствие сплошного покрытия — это как раз и есть отличие коммерческих сетей. Нет денег — нет и покрытия.

«Полностью транзисторный — Алтай-3М, с 1974 и вот он уже 25 кГц. 10 лет спустя после появления IMTS.»
1. Полностью транзисторный выпускался с 1972 г. Сначала «закрывали» Москву.
Киеву да, достался только в 1974-м.
2.Про IMTS — фейк.
Даже первая сеть NMT появилась в Швеции в 1974 году. В самой МИНИМАЛЬНОЙ конфигурации.
1. Ок, тестовые зоны могли быть с 1972 года.
2. IMTS запустили в 1964 году. В тестовой эксплуатации с 1963 года.
Доказательства, что это не фейк — легко находятся, от решений FCC до конкретных терминалов и объявлений о начале продаж. Это же коммерческая, общедоступная сеть, а не Алтай.

NMT-450 запустили в 1981 году в Саудовской Аравии, но это уже полноценная сотовая сеть, а не псевдо-роуминг, с заранее прописанными стволами, как в IMTS.
В Швеции в 1971 году запустили MTD, но это совсем другое.

Телефон Куприяновича с миниатюрным номеронабирателем — фейк.

Не фейк, а просто концеп. Как концепткары от Лады =)
И к нему еще прилагается декадно-шаговая «мобильная» АТС
В Тверской области уже в 2000-х обеспечивали ветеранов телефонной связью — в некоторые дома частного сектора тоже вроде бы Алтай ставили. Впрочем, может и Волемот — там по определению абонентов должно было быть много.

Но там коробка с радиочастью была отдельно, а телефон можно было любой подключить по стандартному RJ-11.
2000-е это примерно 2006-2008 год? По всей стране это было, Медведевская программа, тогда ещё и в школы интернет подключали, и таксофоны меняли. И это был GSM, а не отечественная тогда уже экзотика.
Про тропосферную радио-релейку (ТРРЛ) можно прочитать у Виктора Ковтуненко, «566 километр», как обслуживали военные эту линию с гражданским назначением.
Возможно, кто-то накидает воспоминаний об особенностях эксплуатации Алтая или его установки…
Миф продолжает жить своей жизнью… В ВНИИС сидели идиоты и вместо использования готовых схем гениального изобредателя пилили свой Алтай…
Зачем Вы так?
Воронежский НИИ Связи — головной институт по низовой радиосвязи.
Огромное число разработок, освоенных на нескольких заводах, все ГОСТы по низовой радиосвязи писали они.
Фреймворками там не занимались — это не радиосвязь.
Не стоит сравнивать круглое с горячим.
Это был сарказм — ВНИИС занимался связью на доступном технологическом уровне. А Куприянович занимался популяризаторством, которое к реальному производству отношения не имело.
Осуждать легко, однако без собственных НИИ и заводов-производителей нами будут элементарно помыкать.
Будете спорить?
Если они будут производить коммерчески успешные продукты — то что им мешает существовать?

СРСР и спецсвязь Алтай закончились, а совок в Йоте нет. "Для возврата денег приезжайте в офис и пишите заявление".
Офигеть, блин, Йота.

Однако на этом изобретатель не остановился и сделал рацию весом всего 70 гр. (вместе с элементами питания). Нет никаких достоверных сведений о том, работало ли вообще это устройство.

Честно говоря, эта байка про Куприяновича изрядно поднадоела. Особенно смешат ссылки на хомяк какого-то конспиролога на народ.ру в качестве источников. Я понимаю, что очень обидно осознавать себя даже не догоняющими, а безнадежно отставшими, но может хватит тиражировать бредни? Из всех радиотелефонов(а это были именно обычные радиотелефоны, требовавшие отдельной, обычной городской телефонной линии), приписываемых Куприяновичу, только один похож на правду — а именно ЛК-1. И никаких чудес в этой конструкции нет и быть не может. А вот дальше начинаются сущие сказки — в первую очередь можно начать с якобы существовавшего радиотелефона весом 500гр. Достаточно посмотреть на схему ЛК-1, датированную 1958г., что бы усомниться в том, что уже в 1959г эта конструкция была облегчена до 500гр. ЛК-1 — вообще лампово-полупроводниковое изделие, там на 4 транзистора 8 ламп. Вес в 500 грамм по тем временам — просто не достижим для подобного устройства, даже если полностью перейти на полупроводники. И я очень сильно сомневаюсь, что Куприяновичу в 1959 году были доступны транзисторы, на которых можно было построить более-менее мощную радиостанцию УКВ-диапазона, если подобные вообще тогда уже существовали.
Сам Куприянович очень обтекаемо высказывается в своей заметке «Радиофон» в Технике Молодежи, №2 за 1959г:
Изготовленные автором этой статьи карманные радиофоны имеют размер папиросной коробки и вес около 500 г.
Все! Это вся техническая информация, которую дает автор. Остальная заметка состоит из абстрактных представлений автора о том, как должна быть устроена телефонная радиосвязь.
По сути, вся заметка — просто фантазии в псевдотехническом стиле.
Про поделие весом то ли в 50, то ли в 70 грамм говорить вообще бессмысленно — архивов газеты «Орловская правда» за 1961 год, откуда якобы взята информация о таком изделии, нет, так что с большой долей уверенности можно утверждать, что это вообще примитивный фейк. Особенно смешно выглядит заявленная для данного устройства дальность в 25(у некоторых особенно больных граждан — до 80) км.
Да что 80 км! В горячечном бреду отдельные особо упоротые граждане пишут следующее
Ну и, конечно — планы на будущее. Л.И. Куприянович ставит перед собой задачу создать мобильник размером со спичечный коробок и дальностью действия 200 километров.
.
А затем эти бредни с хомяков данных граждан переползают на хабр, благодаря автору данного поста…
Мне понравился диск который будет очень «удобно» крутить.
А вот эта цитата:
ставит перед собой задачу создать мобильник размером со спичечный коробок

она откуда?
чисто стилистически звучит так, будто он ставит задачу вот прямо сейчас, в наше время. Ибо слово мобильник явно не могло быть в газете мохнатых советских лет.
А вот эта цитата:

Она с сайта одного конспиролога, на который ссылается автор поста. Там Куприяновичу посвящен длиннейший поток сознания, состоящий из сказок, интернет-мифов и собственных домыслов конспиролога. Там вообще смешно почитать, 200 км для спичечного коробка это не предел, яркий пример:
Пятнадцать лет спустя американцы повторяют рекламный прием Куприяновича — звонок из лодки.

И прочий горячечный бред типичного интернет-ревизиониста.
Что как раз реально — так, то, что Куприянович занимался «популяризаторством». Т.е. выдавал в печать всякие забавные схемы и истории, для повышения интереса молодежи.
А журналисты были рады.

Но кто бы знал, что спустя 40 лет кто-то будет из этих рассказов для школьников создавать альтернативную историю связи в СССР…
Попалось тут видео, как варварски разрушают станцию системы Орбита. Эх((((
Only those users with full accounts are able to leave comments. Log in, please.

Information

Founded
Location
Россия
Website
www.yota.ru
Employees
Unknown
Registered