Pull to refresh

Comments 12

очень не хватает фоток и подробностей, особенно последнего этапа
Стоит отметить, что в 2007 году, спустя почти 30 лет ожидания, дефективное зеркало получило вторую жизнь.


К сожалению, оно и после переделки оказалось хуже старого — www.sao.ru/Doc-k8/Events/2018/MirrorChronicle/index.html
С чего Вы взяли? Там вроде как пишут: итог многолетней работы — лучшее за всю историю САО РАН отражающее покрытие главного зеркала.
Покрывают они сами. А вот про качество зеркала:
«Одновременно приходится констатировать, что качество поверхности неудовлетворительно. Основной причиной этого является значительная неоднородность стекла заготовки, которая привела к появлению неучтенных эффектов при контроле в ленте во время переполировки зеркала, и вследствие этого — к значительным отклонениям поверхности от параболоида после установки в штатную оправу… Дальнейшая судьба обновленного зеркала в настоящий момент не определена, возможные варианты обсуждаются.»
Второе зеркало в какую обсерваторию доставили?
Одновременно можно использовать только одно зеркало. Оба зеркала находятся в Зеленчуцкой обсерватории, где построен купол БТА (Большого телескопа альт-азимутального).
Я где-то читал, что в современных телескопах используют динамическую систему поддержки зеркала.
Что если существующие 60 опор заменить на регулируемые приводами с компьютера?
Тогда зеркало можно будет подстраивать «онлайн» и компенсировать искривления от положения и температуры. Не думаю что это очень уж дорого и сложно.
Это справедливо для сегментированного зеркала, как у телескопа КЕК на Гавайях, когда зеркало состоит из множества сегментов, каждый из которых управляется компьтером, для того, чтоб зеркало принимало не только максимально близскую к параболической форму для компенсации аберраций, но и имело форму отклоняющуюся от параболоида, для того, чтоб компенсировать влияние атмосферы в каждый момент времени в зависимости от состояния воздушного слоя (состояние оценивается при помощи специальных лазеров). В случае цельного зеркала такая система ничего не даст.
Ну почему не даст?
В статье же написано, что кривизна меняется от температуры и положения зеркала.
Можно подстраивать по ходу наблюдений.
Кроме того, по результатам обмера можно сделать рассчет и пресет для компенсации кривизны обработки.

На Хабл тоже изначально кривое зеркало поставили. Но потом компенсировали другой оптикой.
Зеркало ж крутить надо, а «Общий вес — 850 тонн, подвижной части — 650 тонн». Получается, в эти 650 тонн (и существующие габариты) надо вписать 60 регулируемых опор (каждая по трем осям, наверно, и с нехилой точностью и силой) и, наверно, более жесткую раму. И еще какую-то точную систему измерения формы зеркала.
Позвольте вас поправить: для устранения влияния атмосферы применяется адаптивная оптика (это когда тонкий оптический элемент заданным образом деформируют, т.е. основная задача — правильно деформировать зеркало, чтобы получить нужное отражение), а для устранения влияния температуры, ветра, силы притяжения применяется активная оптика (это когда крупногабаритные и массивные зеркала как бы «разгружают», чтобы они не деформировались под внешними воздействиями, причем необязательно они должны являться сегментами составного зеркала).
И по тексту статьи есть неточности. Например, «Зеркало телескопа представляет собою мениск диаметром 6050 мм...» Главное зеркало БТА — не менисковое. Менисковые зеркала — это относительно тонкие оптические элементы с криволинейной задней (нерабочей) поверхностью, как правило, примерно повторяющей форму рабочей, а зеркало БТА — это классическое «толстое» зеркало с отношением диаметра к толщине около 1:10, плоской задней поверхностью и с некоторой структурой облегчения. Ну и т.д. типа сооружения специального завода в цеху изготовления зеркальных отражателей — история Лыткаринского завода оптического стекла, конечно, начиналась, как предприятия по изготовлению как раз зеркальных отражателей для прожекторов, но к моменту изготовления главного зеркала БТА на ЛЗОСе много чего было сделано…
Sign up to leave a comment.