Pull to refresh
VK
Building the Internet

Стартап дня (январь-март 2018-го)

Reading time 7 min
Views 6.4K


Продолжая серию дайджестов «Стартап дня», сегодня я представляю самые интересные проекты за январь-март. Если хотите ознакомиться с остальными, то прошу в мой блог. Записи доступны в VK, Facebook, ICQ и Телеграм.


Orcam



Стартап разработал виртуального помощника для слабовидящих. Устройство размером с зажигалку крепится на дужку очков, «смотрит» камерой вперед, распознает то, что видит, и голосом рассказывает владельцу о происходящем.


Разумеется, передать словами всю картину мира в реальном времени невозможно, Orcam концентрируется на самых важных деталях. Он распознает лица и называет имена людей, которым его заранее обучили. Он читает тексты. Он определяет номинал купюры. Он рассказывает о товаре, если «видит» штрих-код. Конечно, всё это вместе и близко не компенсирует настоящее зрение, но жизнь с Orcam кажется куда лучше, чем без него. Очевидно, устройству не хватает уличных функций — определения адреса или предупреждения о дорожном движении, но, видимо, ущерб от ошибки слишком велик, создатели не хотят связываться.


Прибор реально существует и уже доступен покупателям, но пока только через общение с живыми сейлзами, открытого прайса нет, клик-клика по сайту недостаточно. Orcam говорит, что продал несколько тысяч устройств по 4500 долларов каждое. Цена выглядит искусственно завышенной на время доводки продукта до идеала, скорее всего, через пару лет она упадет в разы.


Инвестиций стартап получил много, 86 миллионов долларов, последняя оценка — ровно миллиард. Обычно железячные компании выходят на такой уровень, если продают не просто устройство, а экосистему вокруг него, или хотя бы подписку. Гаджеты сами по себе инвесторов не вдохновляют, Китай что угодно склонирует. Orcam — исключение, в дополнительные сервисы он не уходит, его товар — это просто товар. Отстройка от потенциальных конкурентов кроется, видимо, в каких-то будущих сертификациях и попадании в официальные медицинские рекомендации. Кроме того, работает магия основателей — это те же люди, что продали MobilEye за 15 миллиардов.


Jungle Scout



Амазон — не только магазин всего, но и маркетплейс всего. 10 тысяч независимых продавцов продают товаров на миллиард долларов в год, 1% выручки гиганта. В относительных числах это «тьфу, процент», но в абсолютных — целая экосистема со своими инструментами.


Один из них — Jungle Scout. Стартап ежедневно парсит товары с Амазона и предоставляет доступ по подписке к интерфейсу этой базы данных. Будущий предприниматель настраивает фильтры a-la «рейтинг ниже 3, но оборот больше 10 тысяч долларов в день» и получает топ некачественных, но востребованных продуктов: какой-то из них — это готовая бизнес-идея по созданию аналога. Для тех, кто уже выбрал нишу, Jungle Scout следит за ценами и динамикой продаж конкурентов. Кроме красоты графиков его добавленная стоимость — ещё и оценка выручки, Амазон в явном виде её не предоставляет, подсчет идет на основании косвенных признаков.


В зависимости от тарифа, сервис стоит около 50 долларов в месяц, практически ничто. За пределами Амазона, в оффлайновом мире, исследовательские агентства за похожую аналитику берут совсем другие деньги. Инвестиций Jungle Scout не поднимал, судя по самопиару, был прибылен с первого дня.


Ring



Одна из главных венчурных новостей марта — покупка Амазоном стартапа Ring. Точная сумма сделки неизвестна, многие издания пишут о миллиарде долларов, но первоисточник, во-первых, неофициальный, а, во-вторых, не такой определенный, он о «больше миллиарда» написал.


Ring производит и продает несколько устройств, но большая часть бизнеса, флагманский продукт — умные дверные звонки. Пользователь покупает гаджет, прикрепляет его к стене рядом с дверью вместо старой кнопки, подсоединяет к домашнему Wi-Fi, и начинается магия. Встроенная в звонок камера непрерывно смотрит за окрестностями и отправляет Push-уведомления на телефон при подозрительном движении. Динамики и микрофон позволяют разговаривать с нежданными гостями: «Вы кто? — Мосгаз! — Покажите документы!», — и это не вставая с дивана, или даже с работы.


Звонок — не замок, дверь не открывает, но Ring Doorbell проинтегрирован с несколькими моделями умных замков, типа August Lock. Друг с другом категории устройств пока не конкурируют, хотя в будущем слияние функций в одном гаджете кажется неизбежным. Зато прямых аналогов у Ring полно, похожие устройства делает с десяток компаний, включая, например, Google. Соревнование идет по типичной гаджетной модели: у одного чуть лучше камера, у другого аккумулятор, кто-то догадался делать батареи съёмными, а кто-то умеет подключаться к слаботочке старого звонка… Все эти преимущества, конечно, важны, но в целом устройства неотличимы.


Кроме 200-250 долларов розничной стоимости железки, звонки зарабатывают на подписке — 2018 год на дворе, как без неё. За 3-5 долларов в месяц запись с камеры хранится в облаке, мама смотрит, в шапке ли вернулся домой ребенок, а полиция быстрее находит преступника, когда что-то идет не так. Новостей пока не видел, но очевидно, что рано или поздно такие подписки станут крайне желательными для страховки.


Пользовательскую ценность устройства можно долго обсуждать, кто-то себе купил или купит, кто-то нет, но как бы популярны ни стали такие звонки, независимый производитель много не заработает. Относительно простая и воспроизводимая начинка, отсутствие барьеров для новых игроков или смены поставщика, возможность прямого сравнения цен — налицо все признаки тяжелого рынка. При стабилизации спроса и Ring, и его конкуренты будут работать на границе рентабельности, радуя пользователей, но никак не акционеров.


Амазон, разумеется, понимает это не хуже меня. Однако интернет-гигант смотрит на ситуацию совершенно иначе, чем независимый производитель: ему не нужна прибыль с продаж, ему нужно зацепиться за дом пользователя. Массовое устройство, которое будет стоять у нескольких процентов американских семей, неинтересно само по себе, но потенциально продвинет другие сервисы Amazon, реализует мечту корпорации о «входной точке в умный дом». Сегодня умный звонок, завтра совместимый с ним замок, потом колонка, на которой самое удобное приложение для управления ими, а дальше уже глупо покупать что-то из другой экосистемы: и деньги на лишней подписке теряются, и управление в двух аккаунтах неудобное. Злопыхатели ещё скажут, что Амазон теперь подглядывает в камеру за курьерами конкурентов, узнает рынок, и уточняет таргетинги — но это злопыхатели, что с них взять.


В рамках такой стратегии не грех и миллиард заплатить. Под этот конечный результат в Ring и инвесторы входили, помогали компанию до серьезных размеров дорастить, чтобы гигантам было проще купить, чем сделать с нуля. Один из этих ранних инвесторов стартапа — фонд Дмитрия Гришина, Grishin Robotics, поздравляем его с очень крутым выходом. Для всех, кроме Амазона, сделка уже суперуспешна, а чтобы поздравить «магазин всего», ждем ещё пару лет, посмотрим на результаты интеграции.


Osper



В начале года по всем изданиям прошла перепечатка новости, как некие эксперты предлагают перенести начало взрослой жизни и совершеннолетие на 24 года. Идея, конечно, дикая, и государства сейчас этим советам не последуют, но тенденция налицо, инфантильность прогрессирует в большом и малом.


Английский стартап Osper и пользуется трендом, и в меру возможностей его усиливает — он переделывает на современный лад карманные деньги. Давным-давно, лет двадцать назад родители выдавали своим чадам бумажки и монетки, дети их тратили и учились на ошибках, если что-то шло не так. Для нового поколения Osper выпускает специальные дебетовые карты, подключенные к двум мобильным приложениям — мамы или папы и ребенка. Родители сначала блокируют неподобающие типы трат (пабы, гэмблинг и подобное закрыты по умолчанию, но дальше — как фантазия разрешит), а потом смотрят выписки хоть в реальном времени. Всё надежно, безопасно, контролируемо, а то, что ответственности и самостоятельности стало меньше, — не беда, до двадцати четырех лет времени много, успеется.


Если говорить о хорошем, то, естественно, в отличие от наличности, по карте можно платить в интернете. По умолчанию, правда, опция заблокирована, но, наверное, большинство родителей быстро её включают. Интерфейс приложения позволяет ставить цели и откладывать под них деньги — это, пожалуй, даже лучше копилок в форме свиньи.


Как и любой эмитент платежных карт, Osper незаметно для пользователя получает свою комиссию с каждого платежа, кроме того, он дополнительно берет 2,5 фунта в месяц за сервис и 50 пенсов за каждое пополнение. У стартапа порядка 100 тысяч пользователей (детей от 8 до 18 в Великобритании живет 10 миллионов), инвестиций он получил 11 миллионов долларов.


MoviePass



Американские кинолюбы обожают стартап MoviePass. Сервис продает подписку на почти безлимитное посещение кинотеатров. За 10 долларов в месяц пользователь покупает право на один билет в день в 90 % залов страны, правда, только на обычные фильмы, без 3D. Средняя цена билета в Штатах — 9 баксов, с поправкой на запрет премиальных форматов — пусть будет 8. Если ходить раз в неделю, то получится экономия 300 долларов в год, отличное предложение.


Со стороны MoviePass экономика выглядит по-другому. Да, за билет стартап платит из своего кармана. Но пользователь, уже оформивший подписку, всегда выбирает кинотеатр из списка бесплатных, а значит, приложение управляет его поведением, а значит, заслуживает комиссии. MoviePass хочет от кинотеатра 3 доллара с билета и 20 % выручки бара, в итоге возвращает грубо 5 баксов из потраченных 8. Для продавца подписка окупается, если используется реже, чем раз в 10 дней, для покупателя — если чаще, чем раз в месяц. При соблюдении обоих условий сотрудничество взаимовыгодно.


Страдает, скорее всего, кинотеатр. Хороших исследований нет, но вряд ли люди с подпиской ходят в кино существенно чаще — а значит выплаты в сторону MoviePass это просто перетягивание старого одеяла, индустрия в сумме только теряет деньги. Крупные сети ситуацию понимают, скандалы с нежеланием платить и взаимными угрозами выплывали в прессу. При отказе от сотрудничества MoviePass иногда работает бесплатно, полностью субсидирует билет, но дает пользователю выбор, иногда выбрасывает кинотеатр из выдачи.


Независимость от воли кинотеатров приводит к нетривиальному техническому решению, интегрироваться-то нельзя. Новому пользователю MoviePass присылает по почте дебетовую карту. При походе в кино человек в приложении выбирает сеанс, карта мгновенно пополняется на стоимость билета, а дальше обычная покупка в обычной кассе.


MP заявляет о 2 миллионах подписчиков (т. е. годовой выручке в 200 миллионов долларов). По общему мнению, проект глубоко убыточен, но все инвестиции непубличны, сколько денег потратил — неизвестно. Стартап много говорит о торговле данными как дополнительном источнике монетизации, но, честно говоря, не верю в существенную роль этих доходов. Facebook знает о пользователях куда больше, но и не мечтает ни о чем сравнимом со 100 долларами нерекламной выручки на человека в год.

Tags:
Hubs:
+22
Comments 4
Comments Comments 4

Articles

Information

Website
vk.com
Registered
Founded
Employees
5,001–10,000 employees
Location
Россия
Representative
Миша Берггрен