Comments 59
Ну так чего они создали? Плохую копию?
То есть — да, дорого, да, тяжёлые, это всё верно. Но энтузиастов это бы не остановило. Покупают же сейчас золотые электропровода и электролиты из соплей девственницы. Просто наушники оказались «без задач» — нечего слушать, не на чем слушать. Можно сравнить с IBM Simon в каком-то смысле.
И они бы прокатили даже как стерео уши с 4-мя динамиками, т.е. псевдоквадрофонические, с учетом того, что в то время было сложно найти приличную технику, но была проблема о которой я написал — масса. 0,8 кг — для наушников не шутки. Думаю, что кроме отсутствия квадрозаписей именно масса их убила.
В помещении понятно почему – при двух динамиках, если головой вертеть, сразу понимаешь, что звук идёт именно от них, а не «рождается вокруг». Но наушник-то вертится вместе с головой. Зачем усложнять сущности?)
Допустим, два динамика издают сигналы A и B соответственно. Поскольку это наушник, то динамики относительно уха и друг друга неподвижны – то есть сдвиг по времени между ними постоянный. Эти два сигнала приходят в ухо. Ухо слышит некий суммарный сигнал C, примерно (но не строго) равный A+B. Хоть сигнал C и не равен в точности сумме A+B (из-за переотражений внутри чашки наушника, частичной интерференции и ещё много из-за чего), это, тем не менее, один-единственный сигнал. Так что же мешает этот один-единственный сигнал C передавать одним-единственным динамиком?
Вы, наверное, не застали фирменных утилит настройки звуковой системы ПК начала "нулевых": там был тест, когда пара стереоколонок имитировала облёт головы слушателя источником звука(вертолёт или пчела, по звуку, летали и спереди и сзади).
Или мы были чересчур внушаемы?
Звуковое давление вызывает вибрацию барабанной перепонки. Непосредственно к барабанной перепонке примыкает молоточек, который посредством других слуховых косточек — наковальни и стремени — передаёт колебания барабанной перепонки овальному окну и далее улитке.
То есть канал передачи звуковой информации в мозг только один.
Отвечу из своего опыта.
Каждый человек имеет свою ушную раковину, свой слуховой проход, и, в целом, свою голову. Одинаковый источник звука каждый человек слышит немного по-своему. В итоге, если передавать только два канала непосредственно к "микрофону" человека (т.е. барабанной перепонке), то не получится сделать идеальный звук для всех людей сразу. Каждому надо немного свой.
Это можно решать тремя способами (как минимум):
- Создавать персональные функции трансляции источника звука в пару каналов для каждого человека — своя HRTF для каждого
- Использовать ушную раковину и слуховой проход по назначению. Это квадронаушники, они звук доставляют через ушную раковину с четырёх точек, а, значит, им наплевать на личные особенности головы человека. Надо только правильно записать 4 канала.
- Игнорировать.
Я не знаю ни об одном проекте, который бы собирал аудиоданные голов слушателей и готовил персональную музыку (п.1).
А вот п.3 — самый распространённый. То, чего можно достичь с помощью одной общей HRTF, впечатляет. Мне очень нравятся такие вот штуки (наушиники обязательны).
Я не знаю ни об одном проекте, который бы собирал аудиоданные голов слушателей и готовил персональную музыку (п.1).
было что-то похожее на кикстартере. Вроде я даже в этом блоге писал, сейчас гляну.
Да, я не ошибся, вот тут об этом проекте.
www.kickstarter.com/projects/248983394/ossic-x-the-first-3d-audio-headphones-calibrated-t/description
А как на виниле писали квадро-звук?
Про стерео все понятно, там, кстати, как и в радио, и в ЦТВ, была полная обратная совместимость.
Но в наушниках чисто физически куда его и при этом один?
И ещё насторожило на сайте одного магазина в описании наушников 7.1 — излучатель один с каждой стороны.
Что ж это за 7.1?
>> сомнительно, что два оборонных предприятия одинакового профиля будут размещать в одном городе.
По электронике больше чем два было. Но звезда на логотипе как бы намекает на конкретную «военщину».
В целом, наушники хорошие, но голову нужно было держать правильно, иначе начинала болеть шея) Так что был у них и ещё один позитивный момент — способствовали формированию правильной осанки)))
да это как то я собрал 27 лет назад (в качестве капсуля использовал от Walkman сони 1989 года )
Есть сильные подозрения, что для квадронаушников, если составить выверенную запись, в которой сначала звучит тональный сигнал на передних динамиках, потом он «перетекает» на задние и обратно, слушатель ничего не заметит. Именно потому, что звук от динамика слышит только одно ухо и нет возможности локализации звучания по фазовому сдвигу.
Знаете почему я ощущаю их сзади? Потому что у меня не закрыты глаза и я вижу, что людей впереди нет. Поэтому мозг интерпретирует звуки как исходящие сзади. Потому что реального местоположения в стереозвуке нет. Мозг может присвоить любое удобное ему положение для таких звуков.
В принципе, ситуация ничем не отличается от знаменитой фигурки балерины, которую «усилием воли» можно заставить вращаться в любую из сторон.
В стерео звуке ФИЗИЧЕСКИ нет направления по оси перпендикулярной линии соединяющей наушники. Поэтому если вы дадите послушать то видео множеству людей (через одни и те же наушники), вы получите некое распределение — одни будут говорить, что человек, «надевший» им на голову пакет, обошёл их по часовой, другие — против часовой, третьи скажут прошёл сзади и вернулся сзади же обратно, четвёртые — прошёл спереди и так же спереди вернулся обратно. Все они «правы», потому что реальной информации направления кроме «лево-право» в стерео сигнале нет.
Имеет смысл поэкспериментировать.
Боюсь, эксперимент потребует хотя бы полсотни людей для каких-либо осмысленных выводов.
мои(не систематизированные) наблюдения и обмен мнениями пока говорят об обратном
Эффект самоубеждения. Смотря на вращающуюся фигурку балерины на рисунке выше, невольно присваиваешь ей направление вращения (хотя оно физически не присутствует в картинке) и повторные рассмотрения этой картинки уже просто используют полученное ранее впечатление. Лишь опросив нескольких людей можно обнаружить, что они видят разное направление вращения. Так же и с бинауральным звуком — особенность восприятия звука зависит от того, насколько макет головы при записи соответствовал реальной голове слушателя, которой он затем слушает эту запись. Разные люди поэтому в различной степени подвержены эффекту на одной и той же записи, вплоть до противоположного мнения насчёт движения звука по часовой или против.
В английской вики по бинауральной записи можно прочитать про аудиозапись 2012 года от ВВС, озвучившей книгу Private Peaceful. Они заготовили четыре варианта записи для 5.1 аудиосистем, с тестом в начале, чтобы помочь слушателю подобрать вариант который ему (его ушам) ближе.
В общем, то, как мы ориентируемся на источник звука, довольно хорошо изучено, и результат говорит, что более чем два динамика в наушниках не имеют смысла — гораздо важнее правильно записать источник в обычное стерео, применяя микрофоны с нужной диаграммой направленности (например с помощью макета головы).
Однако, без дополнительной информации невозможно на слух определить — это источник звука (человек) зашёл к нам за спину или он отвернулся от нас, находясь спереди.
Возможно, если будут переотражения от впереди расположенных предметов. Мозг в состоянии услышать задержку и сравнить спектр прямого и отражённого сигналов.
Советский HI-FI и его создатели: наушники для одной пластинки или забытая история Электроника ТДК-3 “КВАДРА”